Теоретические основы дизайна интерьера


Дизайн — понятие объемное, и это обстоятельство создает трудно­сти при попытке дать ему однозначное определение, поэтому под словом «дизайн» обычно подразумевают способ проектирования. Словом, дизайн — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояс­нения этого определения рассматриваются следующие понятия: нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Таким образом, исходной идеей, лежащей в основе дизайна, явля­ется идея пользы, красоты и необходимости человеческих нужд, т.е., по­просту говоря, дизайн — это красота и польза. И еще можно сказать, что дизайн — это удовольствие.

Дизайн интерьера — искусство особого вида. По стилю, в котором решен интерьер, возможно определить не только вкус, род деятельно­сти, статус, имидж, увлечения жильцов, но и характер, менталитет, наци­ональность, а также количество проживающих в доме. Подобно тому, как лицо каждого человека отличается от других, пусть и похожих лиц, даже типовой интерьер имеет свое лицо. Создать свое лицо интерьера, его стиль, колорит, дух — это и есть главная задача дизайнера.

Интерьер, как и «архитектуру, мы воспринимаем открытыми глаза­ми, поворачивая голову и переходя с одного места на другое. Архитектура — не феномен, воспринимаемый сразу; она создается из ряда образов, последовательно накладывающихся один на другой во времени и про­странстве, подобно музыке... Глаза человека расположены на высоте в среднем 1,6 метра от земли. Таков инструмент, которым мы располагаем для восприятия архитектуры. Поле зрения человека весьма ограничен­ного размера; в еще большей степени оно ограничено сознанием, кото­рое, вслед за зрительным аппаратом, воспринимает, оценивает и измеряет лишь то, на что ему хватает времени». Так охарактеризовал воспри­ятие архитектуры дизайнер-экспериментатор и архитектор-новатор Ле Корбюзье.

 

Определение цели и задачи в проектировании.Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены, так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финан­совых возможностей.

Людям надоедают вещи, которые ныне не в ходу, и они ищут раз­нообразия ради разнообразия. Необходимо определить свои творческие и финансовые возможности (дизайн и маркетинг—понятия взаимодополняющие друг дру­га), правильно поставить перед собой цель.

 

Шаг первый. Прояснение потребностей.

Шаг второй. Прояснение возможностей.

Шаг третий. Принятие решения о том, что нужно.

Шаг четвертый. Выбор цели.

Шаг пятый. Уточнение цели.

Шаг шестой. Установление временных границ.

Шаг седьмой. Контроль своих достижений.

 

Цель должна быть измеримой, поскольку любой кошелек имеет ограничения; цель должна быть достижимой (глупо использовать доро­гостоящие передовые космические технологии в домашнем интерье­ре), цель, ориентированная на результат, ограниченная сроками, ибо затянувшиеся ремонт, реконструкция или перепланировка превраща­ют квартиру в склад стройматериалов, и дизайн уже радости не доста­вит. После определения и правильно выбранной цели, хочется сра­зу приступить к воплощению задуманного. С чего начать? Разумеется, с планировки.

Планировка жилья.Планировка интерьера (от франц. interieur— внутреннее про­странство здания или помещения в здании: вестибюль, комната, зал). Планировка квартиры — это распределение комнат по назначению. Планировка отдельных комнат — «зонирование» метража по функциям. Планировка — первый шаг в обустройстве квартиры в целом или отдельных комнат.

Вариантов много. Можно расставить мебель, как придется, и жить, как получится, и назвать этот тип планировки, как захочется. В архитектурном же проектировании существуют определенные типы планировок: сво­бодная, универсальная, неординарная, квартира-студия.

Между планировкой дома, отношениями в семье, душевным равно­весием стоит знак равенства. Об этом следует помнить, прежде чем при­ступать к планировке или реконструкции квартиры.

Инстинктивно человек жаждет уединения в пространстве, куда нет хода посторонним. В доме непременно должна быть хотя бы небольшая комната, в которой можно спокойно отдохнуть с книгой, вязанием или... просто с мечтой наедине с самим собой, при условии, что не будут слышны звуки цивилизации.

Есть, правда, психология мужчин, а есть психология женщин, и орга­низмы по-разному ведут себя при защите от внешних раздражителей.

Для женщин окружающий мир кажется сложным и полным опасно­стей, т.к. женское чутье более тонко воспринимает окружение в целом. Женский тип считается менее защищенным.

Мужчины же, наоборот, концентрируют внимание на отдельных фраг­ментах бытия, отбрасывая, на их взгляд, лишнее. Это тип людей, которые способны читать, писать, заниматься своим делом, не обращая внимания на звуки музыки, плач ребенка, гул толпы.

Определить свой тип, тип домочадцев важно на стадии планировки квартиры, независимо от того, кто проектирует квартиру — грамотный дизайнер или хозяин-дилетант. В конечном итоге в доме жить не проекти­ровщику, а владельцу.

Именно на этой стадии закладывается характер будущего инте­рьера — конфликтный или спокойный. Учитывать необходимо все факто­ры: количество взрослых, детей, возраст, привычки. Признаками хорошей планировки являются: наличие прихожей (коридора); кухни-столовой; кладовки; достаточной освещенности комнат, особенно детской; персональных комнат; раздельных или нескольких санузлов.

Важно при планировании продумать местонахождение «дорогих» предметов, вроде любимого кресла, выпадающего из общего стиля, не­современной, но чрезвычайно необходимой швейной машинки, не впи­сывающейся в интерьер. Мелочи могут оказаться очень важными и в дальнейшем способствовать уживаемости жильцов или же создавать нежелательные ситуации.