Теоретические основы дизайна интерьера
Дизайн — понятие объемное, и это обстоятельство создает трудности при попытке дать ему однозначное определение, поэтому под словом «дизайн» обычно подразумевают способ проектирования. Словом, дизайн — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояснения этого определения рассматриваются следующие понятия: нужда, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок. Таким образом, исходной идеей, лежащей в основе дизайна, является идея пользы, красоты и необходимости человеческих нужд, т.е., попросту говоря, дизайн — это красота и польза. И еще можно сказать, что дизайн — это удовольствие.
Дизайн интерьера — искусство особого вида. По стилю, в котором решен интерьер, возможно определить не только вкус, род деятельности, статус, имидж, увлечения жильцов, но и характер, менталитет, национальность, а также количество проживающих в доме. Подобно тому, как лицо каждого человека отличается от других, пусть и похожих лиц, даже типовой интерьер имеет свое лицо. Создать свое лицо интерьера, его стиль, колорит, дух — это и есть главная задача дизайнера.
Интерьер, как и «архитектуру, мы воспринимаем открытыми глазами, поворачивая голову и переходя с одного места на другое. Архитектура — не феномен, воспринимаемый сразу; она создается из ряда образов, последовательно накладывающихся один на другой во времени и пространстве, подобно музыке... Глаза человека расположены на высоте в среднем 1,6 метра от земли. Таков инструмент, которым мы располагаем для восприятия архитектуры. Поле зрения человека весьма ограниченного размера; в еще большей степени оно ограничено сознанием, которое, вслед за зрительным аппаратом, воспринимает, оценивает и измеряет лишь то, на что ему хватает времени». Так охарактеризовал восприятие архитектуры дизайнер-экспериментатор и архитектор-новатор Ле Корбюзье.
Определение цели и задачи в проектировании.Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены, так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Людям надоедают вещи, которые ныне не в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Необходимо определить свои творческие и финансовые возможности (дизайн и маркетинг—понятия взаимодополняющие друг друга), правильно поставить перед собой цель.
Шаг первый. Прояснение потребностей.
Шаг второй. Прояснение возможностей.
Шаг третий. Принятие решения о том, что нужно.
Шаг четвертый. Выбор цели.
Шаг пятый. Уточнение цели.
Шаг шестой. Установление временных границ.
Шаг седьмой. Контроль своих достижений.
Цель должна быть измеримой, поскольку любой кошелек имеет ограничения; цель должна быть достижимой (глупо использовать дорогостоящие передовые космические технологии в домашнем интерьере), цель, ориентированная на результат, ограниченная сроками, ибо затянувшиеся ремонт, реконструкция или перепланировка превращают квартиру в склад стройматериалов, и дизайн уже радости не доставит. После определения и правильно выбранной цели, хочется сразу приступить к воплощению задуманного. С чего начать? Разумеется, с планировки.
Планировка жилья.Планировка интерьера (от франц. interieur— внутреннее пространство здания или помещения в здании: вестибюль, комната, зал). Планировка квартиры — это распределение комнат по назначению. Планировка отдельных комнат — «зонирование» метража по функциям. Планировка — первый шаг в обустройстве квартиры в целом или отдельных комнат.
Вариантов много. Можно расставить мебель, как придется, и жить, как получится, и назвать этот тип планировки, как захочется. В архитектурном же проектировании существуют определенные типы планировок: свободная, универсальная, неординарная, квартира-студия.
Между планировкой дома, отношениями в семье, душевным равновесием стоит знак равенства. Об этом следует помнить, прежде чем приступать к планировке или реконструкции квартиры.
Инстинктивно человек жаждет уединения в пространстве, куда нет хода посторонним. В доме непременно должна быть хотя бы небольшая комната, в которой можно спокойно отдохнуть с книгой, вязанием или... просто с мечтой наедине с самим собой, при условии, что не будут слышны звуки цивилизации.
Есть, правда, психология мужчин, а есть психология женщин, и организмы по-разному ведут себя при защите от внешних раздражителей.
Для женщин окружающий мир кажется сложным и полным опасностей, т.к. женское чутье более тонко воспринимает окружение в целом. Женский тип считается менее защищенным.
Мужчины же, наоборот, концентрируют внимание на отдельных фрагментах бытия, отбрасывая, на их взгляд, лишнее. Это тип людей, которые способны читать, писать, заниматься своим делом, не обращая внимания на звуки музыки, плач ребенка, гул толпы.
Определить свой тип, тип домочадцев важно на стадии планировки квартиры, независимо от того, кто проектирует квартиру — грамотный дизайнер или хозяин-дилетант. В конечном итоге в доме жить не проектировщику, а владельцу.
Именно на этой стадии закладывается характер будущего интерьера — конфликтный или спокойный. Учитывать необходимо все факторы: количество взрослых, детей, возраст, привычки. Признаками хорошей планировки являются: наличие прихожей (коридора); кухни-столовой; кладовки; достаточной освещенности комнат, особенно детской; персональных комнат; раздельных или нескольких санузлов.
Важно при планировании продумать местонахождение «дорогих» предметов, вроде любимого кресла, выпадающего из общего стиля, несовременной, но чрезвычайно необходимой швейной машинки, не вписывающейся в интерьер. Мелочи могут оказаться очень важными и в дальнейшем способствовать уживаемости жильцов или же создавать нежелательные ситуации.