Совпадение имен


Побочный эффект

Разграничение контекстов

Области действия имен

 

 

Глобальные объекты - это типы данных, константы и переменные, объявленные в начале программы до объявления любых подпрограмм. Эти объекты будут видны во всей программе, в том числе и во всех ее подпрограммах. Глобальные объекты существуют на протяжении всего времени работы программы.

 

Локальные объекты объявляются внутри какой-нибудь подпрограммы и "видны" только этой подпрограмме и тем подпрограммам, которые были объявлены как внутренние для нее. Локальные объекты не существуют, пока не вызвана подпрограмма, в которой они объявлены, а также после завершения ее работы.

 

Таблица 8.1. Пример разграничения контекстов

program prog; var a:byte;
procedure pr1 (p:byte); var b:byte; (первый уровень вложенности)
function f (pp:byte); var c:byte; (второй уровень вложенности) begin (здесь "видны" переменные a, b, c, p, pp) end;
begin (здесь "видны" переменные a, b, p) end;
var g:byte
procedure pr2; var d:byte; (первый уровень вложенности) begin (здесь видны переменные a, d, g) end;  
begin (тело программы; здесь "видны" переменные a, g) end;

 

 

Поскольку глобальные переменные видны в контекстах всех блоков, то их значение может быть изменено изнутри любой подпрограммы. Этот эффект называется побочным, а его использование очень нежелательно, потому что может стать источником непонятных ошибок в программе.

 

Чтобы избежать побочного эффекта, необходимо строго следить за тем, чтобы подпрограммы изменяли только свои локальные переменные (в том числе и параметры-переменные).

 

 

Вообще говоря, совпадения глобальных и локальных имен допустимы, поскольку к каждому локальному имени неявно приписано имя той подпрограммы, в которой оно объявлено. Таким образом, в приведенном выше примере (см. пример 8.1) фигурируют переменные a, g, pr1.p, pr1.b, pr1.f.pp, pr1.f.c, pr2.d.

 

Если имеются глобальная и локальная переменные с одинаковым именем, то изнутри подпрограммы к глобальной переменной можно обратиться, приписав к ней спереди имя программы:

 

<имя_программы>.<имя_глобальной переменной>

 

Например (локальной переменной здесь присваивается значение глобальной):

 

a:= prog.a;

 

Замечание: Несмотря на то что совпадения имен локальных и глобальных переменных не вызывают никаких коллизий на уровне компилятора, стоит все-таки воздерживаться от них, потому что они также могут стать причиной непредвиденного побочного эффекта, аналогичного описанному в предыдущем пункте.