Перестройка государственного аппарата


Окончание гражданской войны, переход к мирной жизни, введение НЭПа и образование СССР потребовали перестройки государственного аппарата. Главным в этой перестройке было упразднение чрезвычайных органов всех типов и создание системы власти и управления союзного государства.

Органы управления хозяйством. При переходе к НЭПу упраздняется система главкизма, предприятия получают определенную хозяйственную самостоятельность: они получали право реализовывать часть своей продукции, самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем (даже приобретая его за границей). Ранее все это делали Главки при ВСНХ. Теперь же мелкие и средние предприятия (ранее непосредственно подчиненные ВСНХ) передавались в управление губернских совнархозов. В непосредственном управлении ВСНХ остались наиболее крупные предприятия, которые подверглись трестированию. Первые тресты стали возникать еще летом 1921 года. Тресты объединяли родственные предприятия, они действовали на принципах хозрасчета, т.е. приобретали сырьё, производили продукцию и сбывали её самостоятельно на вольном рынке. Законодательное оформление тресты получили в 1923 году (был принят специальный декрет о трестах).

Чтобы упорядочить сбыто - снабженческую деятельность трестов с 1922 года стали создаваться торговые объединения – синдикаты (в синдикат входило несколько трестов). Цель создания синдикатов – овладение рынком коммерческими методами.

В 1923 году при ВСНХ (вместо упраздненных отраслевых главков) было создано 2 управления: Главное экономическое управление (регулирующий и планирующий орган для всей промышленности) и Центральное управление государственной промышленности (орган оперативного управления государственной промышленностью).

Разграничивались функции Совета Труда и Обороны, Госплана и ВСНХ. СТО осуществлял общее руководство экономической политикой (в 1923 г. СТО преобразуется в Экономическое совещание ЭКОСО). Госплан вырабатывал общехозяйственный план, увязывая интересы промышленности с транспортом, продовольствием. ВСНХ (на правах комиссариата) проводил в жизнь утвержденные общехозяйственные планы.

Разрешив частную торговлю, государство тем не менее держит торговый оборот под своим наблюдением.. В августе 1922 года было принято постановление «О товарных биржах». Законодатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. Товарные биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими (а не административными мерами) решать задачи по регулированию товарообмена. Все торговые сделки (включая сделки частных лиц) должны были пройти биржевую регистрацию, т.е. эта регистрация усиливала контроль государства за сделками (товарные биржи не были госучреждениями, они действовали на началах самоуправления).

В период НЭПа наряду с государственными кредитными учреждениями появились различные виды кредитной кооперации, ОВК (общество взаимного кредита). С 1924 года ОВК стали все больше привлекать частный капитал, т.е. государство разрешило создание собственной кредитной системы в частном секторе. Поощряя частный кредит, государство стремилось сделать эту систему контролируемой. В 1926 году было выявлено много злоупотреблений в работе ОВК, а в 1927 году они были закрыты. В период НЭПа появились акционерные общества. Акционерное общество – это «товарищество капиталов». Акционерные общества делились на государственные, смешанные и частные.

Сложность хозяйственной ситуации в период НЭПа заключалась в том, что следовало учитывать две противоборствующие силы: стихию и план. Хозяйственный расчет, извлечение прибыли непременно соседствовали с планом. В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались.

В связи с переходом к мирному строительству начинается внедрение во все области жизни строгих начал революционной законности. IX Всероссийский съезд Советов постановил: «Сузить круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной комиссии (ВЧК) и её органов, возложив борьбу с нарушением законов на судебные органы». С февраля 1922 года ВЦИК своим декретом упразднил ВЧК и её местные органы. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ. В составе ГПУ и политотделов были особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее 2-х недель арестованному должно быть предъявлено обвинение. Не позднее 2-х месяцев со дня ареста дело должно быть либо направлено в суд, либо арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК. После создания СССР при СНК СССР создавалось ОГПУ (Объединенное Государственное политическое управление). Председатель ОГПУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. В распоряжении ОГПУ были особые войска. На ОГПУ были возложены такие же задачи, как и на ГПУ РСФСР. За законностью деятельности ОГПУ надзор осуществлял прокурор Верховного суда СССР. ОГПУ руководил работой ГПУ союзных республик через своих уполномоченных при СНК союзных республик.

Произошла перестройка судебных органов. 23 июня 1921 года декрет ВЦИК «Об объединении всех революционных трибуналов республики» объединил 3 почти самостоятельные системы революционных трибуналов (до этого были общие, военные и железнодорожные трибуналы). В качестве единого кассационного органа и органа надзора для всех трибуналов, действовавших на территории РСФСР создавался Единый Верховный Трибунал при ВЦИК.

Упрочение Советской власти позволило в 1923 году вообще упразднить революционные трибуналы. 31 октября 1922 года ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР». Согласно этому акту революционные трибуналы упразднялись (сохранялись лишь военные трибуналы и небольшое количество военно-транспортных трибуналов, последние были в конце 1923 года упразднены). Это положение вступало в силу с 1 января 1923 года. С этого времени действовала единая система судебных учреждений:

1. народный суд (судья+2 заседателя);

2. Губернский суд

3. Верховный суд РСФСР.

В связи с образованием СССР был создан Верховный суд СССР. Глава 7 Конституции СССР была посвящена именно ему. Верховный суд СССР должен был разрешать судебные споры между республиками, рассматривать дела о должностных преступлениях высших должностных лиц Союза. На него были возложены задачи близкие к задачам Конституционного суда: он давал заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции СССР. Кроме того, он давал руководящие разъяснения Верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства.

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР. В союзных республиках – это были высшие арбитражные комиссии при экономических совещаниях, на местах это были арбитражные комиссии при губернских исполкомах.

Прокуратура. Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 года. При ревтрибуналах в годы гражданской войны создавались коллегии обвинителей (их функции напоминали функции будущей прокуратуры). Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов – прокуратуру.

Вопрос о создании прокуратуры был поднят на 4 Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 года. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, задачей которого являлся надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступили против независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров (губисполкомам на местах и в центре – прокурору республики). Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России. Критиков проекта поддержала комиссия ЦКРКП (б). Против них решительно выступил Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на заседание Политбюро. Оно рекомендовало отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и установить подчинение местной прокурорской власти только центру.

25 мая 1922 года ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось:

1. осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц;

2. наблюдение за деятельностью следственных органов, органов дознания и за деятельностью ГПУ;

3. поддержание обвинения в суде;

4. наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокуроры губерний и областей, а также их помощники увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Прокуроры губерний и областей находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). Прокуратура автономных республик была подчинена прокурору РСФСР.

При образовании СССР союзной прокуратуры не учреждалось. При Верховном Суде СССР был прокурор Верховного суда и его заместитель. Их назначал Президиум ЦИК СССР.

Адвокатура. 26 мая 1922 года ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после октября 1917 года возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, которые создавались при губернских отделах юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Коллегией адвокатов руководил президиум, который избирался на общем собрании коллегии.

Подверглись реорганизации и вооруженные силы. К концу гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Была проведена демобилизация и к 1923 году численность армии сократилась до 600 тыс. человек. Вводился новый принцип организации армии. Наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования. В милиционно-территориальных частях проходили 3-х месячную подготовку, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение 4 лет. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населения. В 1925 году в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 году были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии – 2 года, во флоте – 4 года. Вооруженные силы состояли из сухопутных, морских, воздушных войск, войск специального назначения. Устанавливалась всеобщая воинская служба для мужчин в возрасте от 19 до 40 лет (допризывная подготовка, действительная военная служба, в запасе). Итак, военная реформа началась в 1924 году и закончилась в 1928 году. М.В.Фрунзе сыграл большую роль в её проведении.

В связи с переходом к НЭПу уделялось значительное внимание местным Советам, ставилась задача «оживления» их деятельности. В годы войны их роль снизилась. III съезд Советов СССР уделил большое внимание вопросам советского строительства. В своем постановлении от 20 мая 1925 года съезд отмечал, что Советы оторвались от широких масс, в выборах в советы низка активность избирателей, нужно вовлекать в Советы женщин.

Была начата кампания так называемого «оживления» Советов, был выдвинут лозунг «Лицом к деревне». В 1925 году вводились местные бюджеты, что давало Советам реальные финансовые средства.

Но надо отметить, что в Советах в это время преобладало кулачество.

Отдельно был поставлен вопрос о деятельности Советов в регионах с нерусским населением. Были предусмотрены меры по «коренизации» госаппарата национальных регионов, т.е. в него широко привлекались представители коренной национальности. В делопроизводство вводился национальный язык.