Одним из представителей крепостных художников в середине столетия был Федор Леонтьевич Аргунов.


В середине XVIII в. крупнейшие крепостники-помещики, нуждавшиеся в квалифицированных архитекторах для работ в своих поместьях, широко практиковали обучение крепостных у столичных зодчих.

Зодчие середины века не переносили механически в свои проекты заимствованные у древнерусских мастеров мотивы и формы, но, творчески претворяя их, создавали глубоко своеобразные произведения. Никольский Морской собор (арх. С.И. Чевакинский) - прекрасный пример такого претворения национальных архитектурных форм.

Наряду с В. Растрелли в России работали замечательные мастера XVIII столетия - Д.В. Ухтомский, С.И. Чевакинский, А. В. Квасов, С. А. Волков и др.

Одним из грандиознейших замыслов зодчего был ансамбль Смольного монастыря.

В Зимнем дворце перед Растрелли стояла задача построить дворец, который по своему значению и архитектуре должен был господствовать в ансамбле столичного города.

Царскосельский дворец является одним из замечательнейших памятников мирового зодчества.

Лучшими произведениями Растрелли были Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец и Смольный монастырь.

Дворец М. И. Воронцова - пример богатого городского дворцово-паркового ансамбля этого времени.

В начале 1750-х гг. Растрелли построил два больших дворца для крупнейших сановников елизаветинского Петербурга - М. И. Воронцова и С. Г. Строганова.

Наибольшее развитие в середине XVIII столетия получило строительство дворцов в Петербурге и его окрестностях. В этом строительстве видную роль играл Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, творчество которого сформировалось под непосредственным воздействием русской культуры и русского зодчества.

Архитектура Петербурга

Многочисленные и разнообразные произведения Растрелли, в которых получили художественное обобщение наиболее распространенные в середине XVIII в. типы сооружений (загородный и городской дворцы, многоярусная колокольня, монастырский дворцовый ансамбль), характеризуются общностью композиционных и пластически-декоративных приёмов, типичных для русской архитектуры середины столетия.

Талантливые художники, вышедшие из народных масс, несмотря на своё тяжелое, зависимое положение, создавали многочисленные произведения, говорящие о силе художественного гения великого русского народа.