Здания и архитектурные комплексы
Сложное и многообразное развитие русской архитектуры в XVII в. завершается созданием в последнем десятилетии нового ярусного типа культового здания. Небольшое по площади, компактное по композиции, изящное и стройное по силуэту, оно получило широкое распространение в усадебном строительстве конца XVII и начала XVIII вв.
Со второй половины XVII в. арочная форма оконных проемов уступает место прямоугольной, а в оконных перемычках широко применяется полосовое железо. Как и в XVI в., оконницы делаются из слюды, фигурные кусочки которой соединяются зажимами - двойными полосками из луженого железа. Вместе с тем, все шире начинают применяться стекольчатые оконницы, составленные из круглых кусков оконного стекла, соединенных свинцовыми скрепами. Кровли редко делались железными; чаще они были черепичные, тесовые или из лемеха. Железные кровли иногда расписывались в шашку, кровельная черепица также покрывалась цветной глазурью. Во второй половине XVII в. получила также распространение пестрая наружная раскраска зданий.
Если в XVI в. в московских постройках декоративное обрамление окон и дверей не играло существенной роли в архитектуре здания, то в XVII в. особенно широкое распространение получила нарядная декорация оконных наличников и порталов как церковных зданий так и гражданских.
Частые и опустошительные пожары в Москве способствовали развитию огнестойкого каменного строительства не только культовых зданий, но и жилых домов богатых горожан. С расширением масштабов строительства, в целях удешевления его, наряду с белым камнем начинают широко применять кирпич, который в качестве строительного материала имел ряд преимуществ по сравнению с белым камнем (известняком).
Обширные масштабы государственного строительства и необходимость руководить им из единого центра вызвали организацию правительственного учреждения, ведавшего государственным строительством, - Приказа каменных дел, созданного в 1583 г.
К строительству в Москве привлекались лучшие мастера из Пскова, Твери и Ростова. Однако строительство больших каменных зданий и требования передовой военной техники в крепостном деле не были достаточно знакомы русским мастерам того времени вследствие почти полного прекращения каменного строительства во время татарского ига. Поэтому в Москву приглашали мастеров высокой квалификации из передовой тогда в области зодчества Италии. Итальянские мастера часто приглашались в это время во Францию, Германию и другие европейские страны.
Наиболее выдающимся и глубоко национальным явлением в русской архитектуре XVI в. было создание нового типа башнеобразных каменных церквей. Деревянные шатровые церкви послужили тем прообразом, на основе которого был выработан этот тип высотных зданий XVI в.
Больше можно сказать об архитектуре деревянных церквей, так как до нашего времени, помимо описаний и рисунков, дошло несколько построек этого рода, относящихся к XVI и даже к XV вв.
О простейших жилых деревянных домах и хоромах XV - XVI вв. трудно иметь полное суждение на основе их остатков, открываемых раскопками, описаний и старинных изображений.
Культурный перелом рубежа XVII и XVIII вв., обусловил развитие и распространение классических форм в русской архитектуре.
Третий период - архитектура конца XVII в. (последняя четверть века), когда окончательно складывается абсолютистское государство, полностью подчинившее себе церковную организацию, значительно сильнее, чем раньше сказывается светский характер в культовом зодчестве, и крепнут культурные связи с Украиной, Белоруссией и западноевропейскими странами. В этот период древнерусское зодчество достигает высокого совершенства и стилистического единства не только в архитектуре культовых зданий и монастырских ансамблей, но и в общественных и жилых зданиях и в инженерных сооружениях.
Строительные приёмы и конструкции
В Москве и далеко за её пределами наиболее распространенным видом строительства было строительство из дерева.
Деревянные церкви в это время строились в основном двух типов: клетские - прямоугольные с двускатными крышами и шатровые - восьмиугольные и крестообразные в плане. Высокие шатровые церкви-башни имели в плане вид восьмиугольника или креста, что позволяло строителям, которые были связаны длиной бревна, строить здания значительной площади. Шатровое покрытие давало возможность придать зданию высоту, считавшуюся в глазах русского человека одним из признаков красоты здания, особенно в условиях равнинного северного пейзажа. В конце XV - начале XVI вв. шатёр стал формой покрытия, излюбленной и у зодчих, и у их заказчиков.
В XVI в. вырабатываются типы культовых зданий, отличные от традиционного типа крестовокупольного храма. Такой новый тип церковного здания представляют собой бесстолпные храмы, крытые крещатым сводом, что создаёт единое внутреннее пространство храма.
После длительного периода хозяйственной разрухи со второй четверти XVII в. продолжается, дальнейшее усовершенствование строительной техники. Рост добычи железа способствует всё большему применению в строительстве железных гвоздей, скоб, петель, связей, оконных и дверных перемычек из полосового железа, а также листового кровельного железа. Широкое применение железных связей дает возможность создавать более смелые конструкции сводов и перекрывать более широкие, чем раньше, пролёты.
В устройстве фундаментов, кладке стен и сводов в XVII в. продолжают развиваться и совершенствоваться строительные приёмы XVI в. Обычный способ кладки - чередование ложков и тычков, т. е. так называемая крестовая кладка. В строительстве преобладает большемерный кирпич (около 30х15х8 см), обычно снабженный клеймом завода, на котором он изготовлялся.
Стремясь найти новые пути развития архитектуры русские мастера XVII в. следуют в двух направлениях. Одни ищут новых эффектов в сложной и живописной композиции объёмов, в бесконечном разнообразии и богатстве декоративного убранства здания, используя для этого художественные формы и приёмы, выработанные ранее в древнерусском зодчестве. Другие стремятся к созданию компактной и стройной композиции здания, разрабатывают новые приёмы архитектурной декорации, в которых значительную роль играют элементы украинской, белорусской и западноевропейской архитектуры того времени, пытаются ввести в декоративное убранство некоторую стандартизацию, создать единство художественной системы.