Здания и архитектурные комплексы


Во Франции в первой половине XVIII столетия ограниченное строительство не давало возможности в полной мере раскрыться талантам архитекторов. Поэтому крупные зодчие занимались мелкими работами, преимущественно связанными с постройкой небольших частных особняков и отделкой интерьеров. Главным и почти единственным средством декорировки интерьеров особняков служил орнамент, который становится мелкомасштабным, измельченным в рисунке. Орнаментальные формы и мотивы сильно стилизуются. Очень часто орнамент приобретает асимметричные очертания.

В XVII - XVIII в. наблюдается заметный прогресс в развитии конструктивных форм.

Сложные архитектурные формы барокко потребовали разработки новых инженерных решений, создания механики материалов. Здания сооружались зодчими, пришедшими в архитектуру из науки.

Планы церквей этого периода отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен. Причудливые формы плана образуют динамическую структуру интерьера. Многочисленные повороты стен, благодаря которым одинаковые элементы и детали (колонны, пилястры, окна), видимые в разных ракурсах, кажутся бесконечно разнообразными, лишают зрителя возможности уловить структуру целого, ощутить реальность пространства.

Монументальная скульптура и монументальная живопись в барокко носили иной, чем в эпоху Ренессанса, характер. В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определённые места - часть стены, плафон и т. д. Произведения искусства, ограничиваясь отведённым им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая её. В сооружениях барокко живопись и скульптура "не укладываются" в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре, а подавляют её.

Для французской архитектуры было характерно расхождение стиля экстерьеров и интерьеров. В первой половине XVIII века в "век рококо" это различие ощущается особенно сильно. Стиль рококо не был стилем больших монументальных сооружений, это был стиль внутренних отделок дворянских аристократических салонов, стиль интерьерный: отсюда кратковременность его существования он не имел предпосылок для длительного развития.

Главные признаки рококо - лёгкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизованный, волнообразность очертаний предметов. Интерьеры зданий стиля рококо оказали большое влияние на архитектуру других европейских стран (Германию, Австрию и др.).