Года в России


Современные концепции революционного процесса

План

Тоталитарной системы власти

Лекция 6.2. Реформы и революция: формирование

1.Современные концепции революционного процесса1917 года в России.

2.Социальная и экономическая политика. «Военный коммунизм».

3.Гражданская война: причины, периодизация, факторы победы большевиков.

Отказ от тотальной идеологизации в отечественной исторической науке актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим возрос интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Оценки разноречивы, нет и однозначного ответа на вопрос, сколько было революций. Рассмотрим наиболее распространенные концепции.

1. Традиционная. В советский период эта концепция имела государственно утвержденный характер и не могла быть подвергнута сомнению. Мощный революционный процесс 1917 года был разделен на три почти изолированные части: Февральская буржуазно-демократическая революция, период перехода от февраля к октябрю, Великая Октябрьская социалистическая революция.

Советские историки период с 23 февраля по 3 марта 1917 года определяли как полноценную буржуазно-демократическую революцию. Приход к власти большевиков трактовался как «Октябрьская социалистическая революция», которая «открывала эпоху перехода человечества от капитализма к социализму». Эта точка зрения преобладает и в современной российской историографии.

Традиционная концепция основана на том, что события 1917 года рассматривались исключительно через призму деятельности партии большевиков, ее лидеров, ее доктрины. Противники концепции считают, что традиционная оценка революции неизбежно уйдет в прошлое вместе с эпохой, которая ее породила. Социалистическая идея – это общественный идеал, рожденный конфликтами и противоречиями жесткой действительности.

2. Умеренная концепция (А. Бутенко, и др.). Близка к традиционной концепции: в октябре 1917 года произошла рабоче-крестьянская демократическая революция. Движущими силами предлагается считать пролетариат и все крестьянство в целом. Следовательно, революция не пролетарская, а народная. Социализм признается конечной целью развития общества, хотя и в исторической перспективе. Фактически − это традиционная оценка, но осовремененная с учетом реалий.

3. Радикальные концепции.

● Октябрь 1917 года − это военный переворот, который совершили большевики, опираясь на революционную часть армии и флота. Эту точку зрения разделяли и сами марксисты. Роль армии и флота в момент взятия власти большевиками была велика. Однако на одних штыках в 150-миллионной мозаичной России большевики не могли удержаться у власти, были и другие факторы, обусловившие ход событий, которые эта концепция не учитывает.

● Октябрь 1917 года − это заговор. Большевистские лидеры захватили власть и навязали России трагический путь развития. Такая оценка появилась сразу же после октябрьских событий и имела широкое распространение в зарубежной исторической литературе. Несомненно, в момент вооруженного восстания элементы заговора были налицо: разработан план захвата власти, созданы вооруженные силы из солдат, матросов и отрядов рабочей Красной гвардии. Но элементы заговора (сговор)а есть в любой революции.

● Октябрь 1917 года – анархистский бунт, революция люмпенов. Революция носила разрушительный характер и отбросила страну далеко назад (оценка радикальных западников). Действительно, революция 1917 года многое разрушила. В ней активное участие принимали и люмпенизированные элементы. Но они не играли решающей роли в изменении исторической судьбы России. Наряду с разрушением осуществлялось и созидание. Эта концепция представляет большевизм наоборот.

4. В 1917 году параллельно происходило несколько социальных революций: солдатская, крестьянская, казачья и др. (В. Булдаков, В. Шелохаев). Какую из концепций предпочесть? Сколько было революций: две или одна? С этими вопросами тесно связаны суждения о характере революции, о научной обоснованности выделения Февральской буржуазно- демократической

и Октябрьской социалистической революций .

В современной историографии нет достаточно обоснованной замены традиционной концепции двух революций в 1917 году. Вместе с тем представляется, что деление революционных событий 1917 года продиктовано идеологическими соображениями. Концепция Октябрьской революции, считает Л. Семенникова, политический феномен, искусство большевиков в обосновании легитимности их власти.

В российской историографии наблюдается отход от концепции «предпосылок революции», которая навязывала вывод о закономерности революции, ее социалистической природе, ведущей роли рабочего класса. Концепция не выявила зависимости между предпосылками и масштабами революций, ее результатами. Ряд историков видят выход из историографического тупика в постановке проблемы противоречий в российском обществе. Такой подход направлен на определение степени дезинтеграции общества. Выход из дезинтеграции может быть и революционный.

В. Дмитриенко выделяет три группы (уровня) противоречий: первая – «противоречия общецивилизационного характера» (она обусловлена необходимостью преодолеть отставание России от индустриально развитых стран); вторая – «противоречия, отражающие специфику, особенности России»; третья – «временные противоречия, порожденные тяготами войны».

Возникновение трех групп противоречий являлось признаком системного кризиса. Февраль 1917 года поставил Россию перед тремя альтернативами разрешения революционного кризиса − тремя альтернативами общественного развития. Современные отечественные и зарубежные историки (Ф. Булдаков, П. Волобуев, Г. Иоффе, А. Рабинович ) считают, что возникло три варианта развития ситуации.

Первый вариант – победа блока демократических и социалистических сил (демократический капитализм).

Второй вариант – реставрация конституционной монархии (консервативный капитализм).

Третий вариант – установление большевистской диктатуры (социализм).

Несколько иначе возможные альтернативы трактует И.А. Казарова, связывая социалистическую альтернативу с лидером меньшевиков − интернационалистов Ю.О. Мартовым.

Большевистская леворадикальная альтернатива (большевистская диктатура) была осуществлена благодаря парламентскому, экономическому и политическому кризису, падению авторитета Временного правительства, авантюризму правых сил, радикализму низов, энергии и политической воле большевистских вождей.

Тем не менее, реформистско-социалистическая альтернатива продолжала существовать. Ее реализация зависела от блока социалистических партий. Одним из вариантов была идея создания однородного социалистического правительства (Ю.О. Мартов), способного довести страну до гражданской войны. Но компромисс не состоялся. Попытки Мартова уже в дни восстания мирно разрешить кризис путем переговоров представителей всех социалистических партий и создания «общедемократического правительства» не увенчались успехом. Правые меньшевики и правые эсеры в знак протеста против восстания покинули II Всероссийский съезд Советов (25 − 26 октября 1917 г.). Большевики отвергли предложение Мартова.

На съезде было создано однопартийное правительство – Совет народных комиссаров (СНК) из 13 большевиков во главе с В.И. Лениным и сформирован Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), в который вошли 63 большевика и 29 левых эсеров; были заложены основы государственного устройства – Советской республики.

Тем не менее, и после прихода к власти большевиков Мартов не терял надежды на «выпрямление» революции и предотвращение гражданской войны.