Наиболее крупными зодчими этого времени были Джакомо Виньола и Андреа Палладио.


Позднее Возрождение (1530 - 1580 гг.) - отнюдь не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что передалось искусству и архитектуре. Архитектура этого времени сочетала две различные тенденции, которые, переплетаясь, дополняли друг друга. Первая связана была с дальнейшим ростом классицистических, академических настроений, вторая - с усилением признаков декоративизма.

В последующее время сооружение не осталось в том виде, какой был придан ему Микеланджело. В начале XVII века архитектор К. Мадерна по настоянию духовенства значительно выдвинул вперед входную часть здания и переделал главный фасад (см. лекцию №12). В результате центральная часть здания с куполом как бы отошла назад, и последний, несмотря на свои огромные размеры, полностью обозревается лишь на большом удалении от сооружения.

Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте, приглашенный в 1499 году из Милана в Рим. Здесь он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан. Открытые просторные дворы, широкие лестницы, их соединявшие, - все ознаменовало собой переход на следующую, более высокую стадию развития архитектуры Возрождения, когда в ней появляются идеи представительности и величественности. Архитектура обретает черты подчеркнутой монументальности. Эти изменения проявились еще более определенно в культовой архитектуре. Браманте был создан проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения - собора св. Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики.

Высокий Ренессанс - краткий отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжении всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности.

Конструктивные средства, примененные Брунеллески, были использованы позже во всех крупных соборах Европы XVII - XVIII веков. Разработка конструкции купола большого диаметра имела огромное значение для всего последующего развития архитектуры. Строительная техника, растерявшая за время раннего средневековья секреты созданий подобных конструкций, встала на твердые рельсы.

Для разработки центрально-купольных сооружений имела определяющее значение постройка архитектором Ф. Брунеллески самого крупного в Италии и Европе купола - над флорентийским собором Санта Мариа дель Фиоре, равного по диаметру куполу античного римского Пантеона (42 м). Начало строительства собора - 1296 г. Но строительство купола в результате конкурса было поручено Брунеллески в 1420 г.

В области церковного строительства архитектура Италии XV и XVI веков представляла собой поле борьбы и поисков в определении нового типа храмового здания. Архитекторы стремились утвердить и довести до конца выработку нового центрально-купольного сооружения, жизнь же, традиции отбрасывали их назад к постройкам базиликального типа.

Черты, характеризующие палаццо определяют облик большинства других сооружений этого типа. Даже в конце XV века во Флоренции создавались дворцовые сооружения с чертами почти крепостной замкнутости и суровости. Примером может служить известное палаццо Строцци, воспринимающееся в виде огромного куба, завершаемого карнизом большого выноса. Внутренний двор палаццо строг и монументален.

Лучшие образцы палаццо XV века сосредоточены во Флоренции.

На протяжении веков в Италии выработался вполне определенный тип городского дома, прямоугольного в плане, с замкнутым, прямоугольным же, часто квадратным двором. Богатые семьи строят в центральной части города крупные дома подобной планировочной структуры - особняки дворцового типа - палаццо. Во Флоренции, Венеции и в Риме они - обычно трехэтажные, в многочисленных городах Северной Италии - как правило, двухэтажные. Здания эти имели кубическую форму, фасады отличались плоскостностью, они были лишены каких-либо выступов. Единую поверхность фасада, облицованного в богатых домах полностью или частично камнем, завершал сильно выдвинутый вперед карниз. Крыша при этом со стороны улицы не была видна. Кровли в южном солнечном климате Италии со сравнительно редкими дождями имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись они черепицей.

Здания и архитектурные комплексы

Архитекторы эпохи Возрождения были знакомы со знаменитым трактатом Витрувия. В конце XV - начале XVI в. одно за другим вышло несколько изданий этого трактата на латинском языке.

Во имя своих эстетических идеалов заказчики (а то и сами архитекторы, если удавалось их убедить) нередко шли на большие затраты материалов, труда и денег. Например, вместо одной стены строили две: кирпичную, создающую конструктивное ядро, и каменную, необходимую для облицовки. Причем вторая, облицовочная, стена иногда достигала внушительных размеров.

Но в эпоху Возрождения тратили средства вовсе не безрассудно, напротив, их экономному расходованию придавали первостепенное значение. Применяя в лицевой части стены камень и кирпич, иногда внутренние части стен заполняли более дешёвым материалом. Сооружая вместо деревянных мостов каменные, люди шли на большие затраты во имя долговечности сооружений.

Наряду с суровыми дворцовыми сооружениями типа палаццо Строцци во Флоренции в середине XV века появляются здания с несколько иной системой обработки фасадов, которая строится на применении ордеров. Наиболее известным и показательным является палаццо Ручеллаи, построенное крупнейшим архитектором того времени Л.-Б. Альберти. На фасадах палаццо Ручеллаи во всех трех этажах применены ордера в виде пилястр, поддерживающих антаблементы. Рваный руст сменяется гладким рустом. Приём разделения, отдельных этажей был выражен посредством применения ордеров - различных в каждом из этажей. Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. Правильное чередование пилястр и арок оконных проемов создает впечатление римской ордерной аркады.

Но сила традиции была велика, и строительство купольных церквей не получило поддержки у духовенства. Практически дело ограничилось возведением небольших церквей-часовен. В 1429 году Брунеллески строит во дворе церкви Санта Кроче во Флоренции капеллу семьи Пацци - прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарём.

После смерти Браманте руководство проектными и строительными работами перешло в руки других архитекторов. Зодчие, принужденные считаться с реально возведенными частями сооружения и под воздействием духовенства, стремились найти компромиссное решение плана: сохраняя основной квадрат здания, они пытались развить, удлинить входную, западную часть сооружения, что соответствовало бы архитектурным традициям. Добиться органичности решения было нелегко, каждый из вариантов имел уязвимые стороны. В 1546 году строительство перешло в руки Микеланджело, который разработал новый вариант проекта и практически завершил строительство собора.

Построенное здание представляло собой центрально-купольное сооружение, в своей плановой основе близкое к исходному проекту Браманте Микеланджело оценил по достоинству идею Браманте, он значительно упростил структуру плана, сделав его более компактным. Зодчий установил единую высоту всех частей храма, фасад оформил огромными коринфскими пилястрами, выше антаблемента создал аттик. Огромный купол вознесся над единым массивом основной части сооружения. Мелкие объёмы и членения, обильные декоративные мотивы отпали. Собор выиграл в единстве впечатления, сделался еще более монументальным и величавым. Замечателен изящный купол собора, барабан которого расчленён пилястрами коринфского ордера.

В эпоху Возрождения строили много. Не только короли и крупные сеньоры хотели обладать особняками, построенными в новом изящном стиле, но и высшие должностные лица, купцы. Однако внутри укрепленных ограждений, оставшихся в большинстве городов ещё с былых времен, земля стала уже редка и дорога. В предместьях, за пределами городских стен, не строили. Возникла необходимость экономить городскую территорию. Поэтому строили главным образом в высоту, планируя "компактные" здания.

Вместе с возрождением многих идей античного искусства в эту эпоху вновь возникают теории "идеального" города, учитывающие, разумеется, новые общественные условия и социальные перемены.

Виньола написал пользующийся мировой известностью и практически используемый вплоть до XX века трактат "Правила пяти ордеров", в котором изложена простейшая система построения ордеров, основанная на кратных числовых соотношениях. Одним из лучших его произведений является вилла папы Юлия III к северу от Рима.