Говоря об архитектуре Древнего Рима, нельзя не сказать о термах. Термы(бани) - сооружения, служившие для удовлетворения многих бытовых потребностей римского населения.
Архитектура времени Адриана (117-138 гг.) отличалась высоким профессиональным мастерством, поисками новой выразительности, новых композиционных приемов, новых художественных образов, новых конструкций. Достижением мировой архитектуры явилось сооружение Пантеона
В императорский период в господствующем классе усиливается процесс расслоения, с одной стороны выделяются богачи, с другой - обедневшие люди, жившие на подачки, на бесплатное распределение продуктов. Одним из средств отвлечь их от стремления к активному решению жизненных проблем были массовые зрелища. Для этого строились цирки (преимущественно для конских состязаний) и амфитеатры (для выступлений гладиаторов), где должны были находить выход самые низменные инстинкты римских граждан. Если в античной Греции для театров всегда использовался естественный рельеф местности с его последующей обработкой и приведением к необходимой геометрической форме, то римские театры строились на территории города почти всегда на ровных площадках среди городской застройки, а места для зрителей, располагавшиеся амфитеатром, основывались на искусственно сооруженных специальных конструкциях.
Большую часть городской застройки составляли небольшие небогатые дома в несколько комнат, группировавшихся кругом атриума, а иной раз и лишенные его. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставалась открытая часть для освещения и стока воды. В более богатых домах к этрусско-италийскому атриуму добавлялся еще эллинистический перистильный двор или небольшой садик в дальней части дома. Дома обычно имели один, иногда два этажа.
О римском жилом доме, об особенностях быта населявших его людей мы знаем многие подробности благодаря археологическому изучению города Помпеи.
Город Помпеи занимал площадь размером 1200х700 м, где жило до 20 000 человек. Его окружали стены высотой 8 м. Здесь исторически возникли два форума (площади): главный - гражданский, с храмами, базиликой и рынком, и второй - где находились два театра - на 5000 и 1500 зрителей. Кроме того, в юго-восточном углу города был амфитеатр на 20000 человек. Основные улицы были прямыми и шли по направлению с юго-востока на северо-запад - по правилам греческой планировки. Ширина обычных помпейских улиц 3-4 м, главных - 6-7 м. Проезжая часть мостилась каменными плитами, тротуар, как правило, выделялся лишь с одной стороны и был приподнят на 40 см над мостовой.
Загородные виллы зажиточных горожан, поражавшие роскошью и великолепием, на севере полуострова отапливались с помощью калориферной системы: по глиняным и металлическим трубам подавалась тёплая вода. Римляне изобрели остроумную отопительную систему - гипокауст, которую использовали в банях и жилых домах.
Канализационные стоки направлялись в Тибр главным образом через огромный канализационный коллектор "Клоака Максима", строительство которого было начато ещё в VI в. до н.э.
Колизей - крупнейший амфитеатр Рима, предназначался для боёв гладиаторов и других состязаний.
В первые века нашей эры Рим достиг необыкновенного расцвета. Именно от этого времени идёт пословица "Все дороги ведут в Рим". Судя по вместимости цирков, амфитеатров и других общественных сооружений население Рима составляло примерно 1,5 млн. человек. Это был очень крупный город. (В греческих Афинах было 180 тыс. чел., а в Александрии полмиллиона). Долгое время Рим был городом одноэтажных и глинобитных хижин, крытых тростником или соломой; в эпоху республики здесь преобладала одноэтажная застройка из кирпича-сырца, в эпоху империи получили широкое развитие доходные дома - инсулы. Важное место в строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала.
А как развивались римские ансамбли - форумы? Сначала это были площади - рынки с лавками по периметру. С течением времени они превратились в нарядные площади для общественных собраний, торжеств.
Один из наиболее распространённых типов мемориальных сооружений в императорском Риме - триумфальные арки. Примеры - арки Тита (70-е годы) и арка Константина (IV в.).
Наиболее известны Термы Каракаллы - 216х120 м, окружённые садами. Площадь участка - 12 га. Перекрытие центрального зала обычно представляло собой 3 смежных крестовых свода. Интерьер поражал блеском и роскошью. Центральный зал часто делался круглой формы с купольным покрытием до 34 м. Термы вмещали до 1600 человек. Фасад же был прост, покрыт штукатуркой.