Лекция7. Диагностика обучения.
1. Диагностика обученности.
2 Контроль успеваемости учащихся.
3. Тестирование достижений и развития.
4. Диагностика обучаемости.
1. Диагностика обученности.
Диагностика –это проявление всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
Различают диагностирование обученности,т.е. последствия, достигнутых результатов и обучаемости, т.е. способности учится.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении;
подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5. улучшение условий учебы.
2. Контроль успеваемости учащихся.
Контроль – общее родовое понятие, означающее выявление, измерение, оценивание знаний, умений обучающихся.
Проверка – предполагает выявление и измерение. Проверка – составной компонент контроля, основной функцией которого является осуществление обратной связи между учителями и учениками, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку как результат проверки.
Оценка документально фиксируется в виде отметки (цифровое выражение оценки).
Основой для оценивания является результат контроля. Оценка это соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями, навыками и общим объемом этих знаний предложенных для усвоения. Показатель усвоения (продуктивность обучения) вычисляется
Где О – оценка успеваемости;
Ф – фактический объем усвоенных знаний;
П – полный объем знаний.
Еще одна функция оценки – стимулирование учения.
Принципы диагностирования – объективность, систематичность, наглядность. Объективностьзаключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип наглядностизаключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.
Виды контроля: