Слайд № 8


Вопрос № 2. Требования, предъявляемые к связи и РТО.

По предназначению и принципу применения средства РТО

подразделяются на наземные средства:

- обеспечения радионавигации (ближней, дальней и глобальной);

- обеспечения взлета и посадки (инструментальной посадки, посадки по командам с земли, визуальной посадки);

- обеспечения контроля и регулирования полетов в районе аэродрома (средства образования рабочих мест ГРП, обзора воздушного пространства района аэродрома и контроля зоны посадки);

- средства обзора летного поля.

Автоматизация управления – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на разработку, внедрение и применение в системах управления соединений (воинских частей) ВВС автоматизированных систем управления (АСУ), локальных и открытых вычислительных сетей, средств вычислительной техники, развернутых на пунктах управления (ПУ) и рабочих местах (РМ) должностных лиц в целях повышения эффективности управления соединениями (воинскими частями, подразделениями) ВВС и их боевыми средствами в повседневной деятельности, при подготовке, обеспечении и ведении боевых действий (выполнении поставленных задач).

Основу АСУ составляют комплексы средств автоматизации (КСА) управления. По своему назначению КСА делятся на:

- КСА управления воинскими частями и подразделениями;

- КСА управления боевыми средствами;

- КСА специального назначения.

Таким образом, связь, РТО и АСУ являются основным средством обеспечения управле­ния в ВВС и должны отвечать современным оперативно-тактическим требованиям.

 

Связь и РТО ОЦЕНИВАЕТСЯ КАЧЕСТВОМ, под которым понимается способность выполнять задачи по сво­евременной, достоверной и безопасной связи, а также по своевре­менному, достоверному и безопасному радиотехническому обеспечению в процессе управления соединениями, частями, подразделениями и отдельными экипажами Военно-Воздушных Сил.

Поэтому ОСНОВНЫМИ ТРЕ­БОВАНИЯМИ к связи и радиотехническому обеспечению являются:

- сво­евременность;

- достоверность;

- скрытность;

- надежность;

- безопасность.

Своевременность связи и РТОхарактеризует их способность обеспечить передачу (доставку) документальных сообщений или веде­ние переговоров, а также формирование и выдачу радиолокационной и радионавигационной информации в заданные сроки.

Для количественной оценки своевременности можно применить коэффициент своевременности Ксв, представляющий отношение факти­ческого времени, затраченного на передачу (доставку) сообщений, ведение переговоров или на формирование информации о воздушной обстановке tф к заданному времени разрешения этих задач tз:

 


  [1]

Для того, чтобы связь и РТО решали задачи своевременно, не­обходимо выполнение требования по своевременности при условии tф≤tз и не выполняются, если tф>tз.


Своевременность связи и РТО достигается:

- применением оптимальных способов организации связи и РТО, а также средств связи и РТО с высокой пропускной способностью;

- высокой квалификацией операторов средств связи и РТО и экипажей летательных аппаратов;

- использованием аппаратуры автоматизированного сбора, обра­ботки отображения и документирования информации, как на наземных пунктах управления, так и на борту летательных аппаратов;

- размещением оконечных устройств связи и РТО непосредствен­но на рабочих местах;

- умением должностных лиц пунктов управления и летного сос­тава кратко вести переговоры (передачи), применять типовые доку­менты, короткие сигналы;

- сокращением объема передаваемых документов и их формализа­цией;

- своевременной постановкой задач по организации связи и РТО;

- сокращением времени прохождения сообщений;

- строгим контролем за доставкой адресатам принятой информа­ции в установленные сроки.

Достоверность связи и РТОхарактеризует их способность обес­печивать воспроизведение передаваемых сообщений в пунктах приема, а также воспроизведение воздушной обстановки в определенном объ­еме воздушного пространства с заданной точностью.


Количественно достоверность связи и РТО может быть оценена

коэффициентом досто­верности Кд:

  [2]

где М - число правильно принятых сообщений или правильно воспроизведенных элементов воздушной обстановки;

Мо - общее число переданных сообщений или общее число элементов воздушной обста­новки в определенном объеме воздушного пространства.


Достоверность связи и РТО может быть выражена

коэффициентом искажения Киск:

 

  [3]

где Миск - число искаженных сообщений или неправильно восп­роизведенных элементов воздушной обстановки.


Суммарное значение указанных выше коэффициентов равно едини­це:

 

Кд + Киск = 1 [4]

Достоверность передаваемой информации достигается:

- исполь­зованием специальных технических устройств, основанных на примене­нии избыточной информации, вводимой в канал связи (методы коррек­тирующих кодов, обнаружения, запроса и исправления ошибок и др.), аппаратуры многократного повторения;

- применением каналов лучшего качества, поддержанием технических параметров средств СиРТО в заданных пределах;

- высокой подго­товленностью и систематической тренировкой расчетов в работе на средс­твах СиРТО;

- использованием обратной проверки и повторной пе­редачи информации по данному каналу или передачи ее одновременно по нескольким каналам связи.

Надежность связи и РТО – это свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции, в условиях изменяющейся обстановки (в том числе и радиоэлектронной).

Скрытность связи и РТО характеризует их способность противостоять их раскрытию противником содержания передаваемой информации и формируемой информации о воздушной обстановке, факта, места ее передачи и принадлежности объекта передачи.

Скрытность связи и РТО достигается:

- применением наиболее рациональных способов организации связи и использования средств РТО;

- соблюдением дисциплины связи и РТО;

- установлением режима работы средств связи и РТО в соответствии с требованиями обстановки;

- воспитанием бдительности личного состава, а также ограничением круга лиц, допущенных к ведению переговоров по средствам связи;

- использованием специальной аппаратуры;

- устранением отличительных признаков в работе средств связи и РТО;

- применением неправильных антенн;

- маскировка средств связи и РТО и др.

Безопасность связи и РТО характеризуется способность связи и РТО обеспечивать сохранение в тайне от противника содержание пе­редаваемых (принимаемых) сообщений и противостоять вводу ложной информации.

Количественными показателями безопасности связи и РТО могут быть:


- коэффициент закрытия Кз, представляющий собой отношение количества направлений связи закрытых аппаратурой ЗАС (Nзас) к их общему числу (Nзас + Nнезас )

  [5]

- объем информации, перехваченной противником;

- глубина разведки средств связи и РТО противником;

- вероятность обнаружения и перехвата радиопередач и работы средств;

- вероятность определения местоположения работающих средств СиРТО.

Безопасность достигается:

- применением засекречивающей аппаратуры связи;

- предварительным шифрованием и кодированием информации;

- использованием таблиц позывных и документов скрытого управления войсками (СУВ);

- ограничением круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешенным к применению незасекреченным каналам связи;

- применением эффективных способов паролирования и аппарату­ры имитозащиты (способность противостоять вводу в линии связи и передаваемые по ним сообщения ложной информации и навязыванию ложных режимов работы средствами связи);

- проверкой подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста;

- выполнением требований режима секретности;

- установлением соответствующего режима работы средств свя­зи и РТО;

- соблюдением установленных правил и порядка ведения перего­воров.

Таковы основные требования, предъявляемые управлением к свя­зи и РТО, которые определяются современными условиями подготовки и ведения боевых действий авиационными соединениями и частями. Все они находятся в тесной взаимосвязи и зависимости и невыполнение хотя бы одного из них может привести к срыву выполнения бое­вой задачи. Исходя из требований к связи, РТО и АСУ и стоящих перед соединениями, частями и подразделениями ВВС задачах определяется их структура и соответственно система связи и РТО, АСУ.