Слайд № 8
Вопрос № 2. Требования, предъявляемые к связи и РТО.
По предназначению и принципу применения средства РТО
подразделяются на наземные средства:
- обеспечения радионавигации (ближней, дальней и глобальной);
- обеспечения взлета и посадки (инструментальной посадки, посадки по командам с земли, визуальной посадки);
- обеспечения контроля и регулирования полетов в районе аэродрома (средства образования рабочих мест ГРП, обзора воздушного пространства района аэродрома и контроля зоны посадки);
- средства обзора летного поля.
Автоматизация управления – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на разработку, внедрение и применение в системах управления соединений (воинских частей) ВВС автоматизированных систем управления (АСУ), локальных и открытых вычислительных сетей, средств вычислительной техники, развернутых на пунктах управления (ПУ) и рабочих местах (РМ) должностных лиц в целях повышения эффективности управления соединениями (воинскими частями, подразделениями) ВВС и их боевыми средствами в повседневной деятельности, при подготовке, обеспечении и ведении боевых действий (выполнении поставленных задач).
Основу АСУ составляют комплексы средств автоматизации (КСА) управления. По своему назначению КСА делятся на:
- КСА управления воинскими частями и подразделениями;
- КСА управления боевыми средствами;
- КСА специального назначения.
Таким образом, связь, РТО и АСУ являются основным средством обеспечения управления в ВВС и должны отвечать современным оперативно-тактическим требованиям.
Связь и РТО ОЦЕНИВАЕТСЯ КАЧЕСТВОМ, под которым понимается способность выполнять задачи по своевременной, достоверной и безопасной связи, а также по своевременному, достоверному и безопасному радиотехническому обеспечению в процессе управления соединениями, частями, подразделениями и отдельными экипажами Военно-Воздушных Сил.
Поэтому ОСНОВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ к связи и радиотехническому обеспечению являются:
- своевременность;
- достоверность;
- скрытность;
- надежность;
- безопасность.
Своевременность связи и РТОхарактеризует их способность обеспечить передачу (доставку) документальных сообщений или ведение переговоров, а также формирование и выдачу радиолокационной и радионавигационной информации в заданные сроки.
Для количественной оценки своевременности можно применить коэффициент своевременности Ксв, представляющий отношение фактического времени, затраченного на передачу (доставку) сообщений, ведение переговоров или на формирование информации о воздушной обстановке tф к заданному времени разрешения этих задач tз:
[1] |
Для того, чтобы связь и РТО решали задачи своевременно, необходимо выполнение требования по своевременности при условии tф≤tз и не выполняются, если tф>tз.
Своевременность связи и РТО достигается:
- применением оптимальных способов организации связи и РТО, а также средств связи и РТО с высокой пропускной способностью;
- высокой квалификацией операторов средств связи и РТО и экипажей летательных аппаратов;
- использованием аппаратуры автоматизированного сбора, обработки отображения и документирования информации, как на наземных пунктах управления, так и на борту летательных аппаратов;
- размещением оконечных устройств связи и РТО непосредственно на рабочих местах;
- умением должностных лиц пунктов управления и летного состава кратко вести переговоры (передачи), применять типовые документы, короткие сигналы;
- сокращением объема передаваемых документов и их формализацией;
- своевременной постановкой задач по организации связи и РТО;
- сокращением времени прохождения сообщений;
- строгим контролем за доставкой адресатам принятой информации в установленные сроки.
Достоверность связи и РТОхарактеризует их способность обеспечивать воспроизведение передаваемых сообщений в пунктах приема, а также воспроизведение воздушной обстановки в определенном объеме воздушного пространства с заданной точностью.
Количественно достоверность связи и РТО может быть оценена
коэффициентом достоверности Кд:
[2] |
где М - число правильно принятых сообщений или правильно воспроизведенных элементов воздушной обстановки;
Мо - общее число переданных сообщений или общее число элементов воздушной обстановки в определенном объеме воздушного пространства.
Достоверность связи и РТО может быть выражена
коэффициентом искажения Киск:
[3] |
где Миск - число искаженных сообщений или неправильно воспроизведенных элементов воздушной обстановки.
Суммарное значение указанных выше коэффициентов равно единице:
Кд + Киск = 1 | [4] |
Достоверность передаваемой информации достигается:
- использованием специальных технических устройств, основанных на применении избыточной информации, вводимой в канал связи (методы корректирующих кодов, обнаружения, запроса и исправления ошибок и др.), аппаратуры многократного повторения;
- применением каналов лучшего качества, поддержанием технических параметров средств СиРТО в заданных пределах;
- высокой подготовленностью и систематической тренировкой расчетов в работе на средствах СиРТО;
- использованием обратной проверки и повторной передачи информации по данному каналу или передачи ее одновременно по нескольким каналам связи.
Надежность связи и РТО – это свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции, в условиях изменяющейся обстановки (в том числе и радиоэлектронной).
Скрытность связи и РТО характеризует их способность противостоять их раскрытию противником содержания передаваемой информации и формируемой информации о воздушной обстановке, факта, места ее передачи и принадлежности объекта передачи.
Скрытность связи и РТО достигается:
- применением наиболее рациональных способов организации связи и использования средств РТО;
- соблюдением дисциплины связи и РТО;
- установлением режима работы средств связи и РТО в соответствии с требованиями обстановки;
- воспитанием бдительности личного состава, а также ограничением круга лиц, допущенных к ведению переговоров по средствам связи;
- использованием специальной аппаратуры;
- устранением отличительных признаков в работе средств связи и РТО;
- применением неправильных антенн;
- маскировка средств связи и РТО и др.
Безопасность связи и РТО характеризуется способность связи и РТО обеспечивать сохранение в тайне от противника содержание передаваемых (принимаемых) сообщений и противостоять вводу ложной информации.
Количественными показателями безопасности связи и РТО могут быть:
- коэффициент закрытия Кз, представляющий собой отношение количества направлений связи закрытых аппаратурой ЗАС (Nзас) к их общему числу (Nзас + Nнезас )
[5] |
- объем информации, перехваченной противником;
- глубина разведки средств связи и РТО противником;
- вероятность обнаружения и перехвата радиопередач и работы средств;
- вероятность определения местоположения работающих средств СиРТО.
Безопасность достигается:
- применением засекречивающей аппаратуры связи;
- предварительным шифрованием и кодированием информации;
- использованием таблиц позывных и документов скрытого управления войсками (СУВ);
- ограничением круга лиц, допускаемых к ведению переговоров по разрешенным к применению незасекреченным каналам связи;
- применением эффективных способов паролирования и аппаратуры имитозащиты (способность противостоять вводу в линии связи и передаваемые по ним сообщения ложной информации и навязыванию ложных режимов работы средствами связи);
- проверкой подлинности полученных сообщений путем обратной передачи принятого текста;
- выполнением требований режима секретности;
- установлением соответствующего режима работы средств связи и РТО;
- соблюдением установленных правил и порядка ведения переговоров.
Таковы основные требования, предъявляемые управлением к связи и РТО, которые определяются современными условиями подготовки и ведения боевых действий авиационными соединениями и частями. Все они находятся в тесной взаимосвязи и зависимости и невыполнение хотя бы одного из них может привести к срыву выполнения боевой задачи. Исходя из требований к связи, РТО и АСУ и стоящих перед соединениями, частями и подразделениями ВВС задачах определяется их структура и соответственно система связи и РТО, АСУ.