РУССКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО.


КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое «просвещенная монархия» и кто проводил эту политику в России?

2. Какие изменения произошли в положении дворянства и крестьянства во второй половине XVIII в.?

3. Назовите политические преобразования Екатерины II.

 

 

Лекция 20

1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

2. Русское просветительство.

 

1. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Причины войны.Резкое ухудшение положения всех категорий крестьян. На протяжении XVIII в. Росли привилегии дворян, шло усиление крепостного гнета. Усиление эксплуатации работного люда: в 1736 г. закрепощение мастеровых рост посессионных рабочих, приписных крестьян, тяжелые условия труда, 15 часовой рабочий день, телесные наказания, издевательства над личностью рабочих. Ясачные люди, особенно в Башкирии, платили ясак, подвергались насильственной христианизации, главная причина – приписка и продажа заводам, сгон с земли, которая переходила в собственность заводов. Среди казачества идет социальное расслоение, наступает регулярство – обязательная служба. За 10 лет до войны 160 крестьянских волнений.

Особенности войны: однородный социальный состав, преобладает крестьянство, более высокая степень организованности (армия, Военная коллегия Пугачева), учет социальных лозунгов участников войны и частичное претворение их в жизнь.

Идеология повстанцев: Е. И. Пугачев как царь Петр III принимает указы, манифесты, где крестьянам жалует свободу, землю, освобождение от податей, освобождение от рекрутчины, вольность (самоуправление). Казакам – землю, оружие, вольность; нерусским народам – землю, волю, молитву; старообрядцам – крест и бороду. Но солдатам пообещал сохранить их детей в солдатском сословии, что, конечно не могло их устроить. В отличие от С. Разина заводы не жгли, а брали там пушки и оружие. Это была антикрепостническая, антифеодальная борьба крестьян, борьба за доброго царя.

Война Пугачева не знала себе равных по организации, идеологии и накалу борьбы. Более организованным становилось государство, и крестьяне составляли с него слепок.

Значение (непосредственный результат и дальнейшие перспективы): Крестьянам в 1775-78 гг. отменены билеты, которые давали право на развитие промышленности, дана свобода на производство ситца, монастырские крестьяне переведены в разряд экономических, в 1777 г. отменили приписных крестьян на Урале. Интересы помещиков не затронуты. Эти уступки крестьянам «тонули» в привилегиях дворян.

Новое: крестьянская идеология повлияла на развитие общественной мысли. Арена борьбы вновь переместилась в центр. Борьба велась в других формах, прежде всего в идеологии.

2. Русское просветительство. Профессиональный журналист, книгоиздатель, археографНиколай Иванович Новиков(1744—1818) был монархистом. Он в 1779 — 1789 гг. арендовал типографию Московского университета и превратил ее в важнейший центр просвещения. Он заложил основы отечественной археографии, разработав правила издания, и, издав 20 томов «Древней Российской Вивлиофики», в которой были собраны духовные и дого­ворные грамоты великих и удельных князей, синодики, посольские книги и многие другие источники. Он издал более тысячи книг, серию различных журналов и сплотил вокруг типографии большой круг деятелей науки и культуры. Н. И. Новиков, издававший сатирические журналы «Трутень» (1769—1770) и «Живописец» (1772—1773) вступил в борьбу с екатериниским журналом «Всякая всячина». Он противопоставил екатерининской критике «в улыбательном роде» резкую критику крепостничества.

В своих изданиях Новиков публиковал информацию о деятельности парламента Англии, пропагандировал идеи западноевропейских просветителей. Подчеркивая огромное значение коммерции, он заявлял, что для ее развития наиболее благоприятен республиканский строй. Он помещал подробную информацию о ходе войны за независимость Америки. В 1792 г. Новикова арестовали, откуда он вышел в 1796 г.

Формирование революционной идеологии связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749— 1802). Знакомство с русской крепостной действительностью, учеба за границей, идеи французских и русских просветителей, продворянская сущность политики Просвещенного абсолютизма, Крестьянская война, война в Америке и революционный кризис в Европе — все это оказало влияние на формирование мировоззрения Радищева.

Он заявил: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В «Письме другу, жительствующему в Тобольске», Радищев отмечал, что в истории не было случая, чтобы «царь добровольно упустил что-либо из своей власти». Подлинный патриот лишь тот, кто борется за свободу и счастье народа. Поэтому не могут быть патриотами помещики-крепостники.

В 1784—1789 гг. А. Н. Радищев написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» и напечатал ее в собственной типографии в мае 1790 г. В «Путешествии» впервые прозвучал призыв к уничтожению крепостного права и самодержавия, к установлению республиканского «народного правления». «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух...» — обвинял Радищев помещиков. Он выдвинул идею «совершенного уничтожения рабства», наделения крестьян землей в результате общего народного восстания. Он первым показал связь между самодержавием, крепостничеством и церковью.

Екатерина II называла Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Он был приговорен к смертной казни. Она заменила ее 10-летней ссылкой. Освобожденный Павлом I Радищев, привлеченный в 1801 г. для работы в Комиссию по составлению законов, разрабатывает радикальные законопроекты, и ему грозят новой ссылкой в Сибирь. Не выдержав травли, Радищев покончил с собой.

Значение деятельности русских просветителей определил Лев Толстой: «Освободили крестьян не Александр II, а Новиков, Радищев, декабристы».

В итоге, общественная мысль выдвинула главный вопрос: отмена крепостного права; способ ликвидации крепостного права – реформа или революция.