Ремонт роторов турбин.
Конструктивные особенности роторов
Ротора являются наиболее ответственными элементами турбины, они несут на себе рабочие лопатки, которые выполняют основную функцию ПТ: преобразование мех. энергии пара в работу вращения электрического генератора. Ротор включает в себя: вал, диски с рабочими лопатками внутри концевых уплотнении, втулки масляных уплотнений, лабиринтовые уплотнения. Под вкладыш опорных подшипников на валу выполняются шейки.
Существует несколько типов роторов:
Роторы с дисками насаженными на вал(сборные роторы). Они применяются в турбинах средних и низких параметров и в части низкого давления современных мощных турбоагрегатов. Ротор состоит из ступенчатого вала на который насаживаются диски. Для предотвращения проворачивания дисков в результате ослабления их посадки на валу из-за релаксаций напряжения, диски закотрогаиваются втулками. Также на валу располагаются паро- и маслозащитные кольца.
На валу располагаются соединительные муфты и упорные диски. Посадка на вал всех деталей производится с натягом. Между валом и дисками располагаются продольные торцевые шпонки. Каждый лиск устанавливается на одну шпонку. Это также предотвращает проворачивание дисков на валу.
Цельнокованые роторы
![]() |
Цельнокованые роторы изготавливаются, вытачиваются из одной упаковки(отливки). Все детали ротора (диски, лопатки, уплотнения) вытачиваются вместе с валом. Цельнокованые роторы значительно жеще и компактнее роторов с насадными дисками. Применяются в УВД. Из-за сложности в изготовлении диаметры цельнокованых роторов ограничиваются 1,5 м,а длинна 6метров. Главным недостатком таких роторов является необходимость замены или серьезной реконструкции всего ротора при повреждении одного диска.
Комбинированные роторы.
- это комбинация описанных выше двух роторов. Они применяются либо в УСД, либо в турбинах со средними параметрами пара.
Валы комбинированных роторов со стороны высокого давления выполнены цельноковаными, а в части низкого и среднего давлений с посадными дисками. Они применяются в турбинах, где Т и Р изменяются в широком интервале, как правило это УСД у турбин с начальными параметрами 5400 и 13МПа.
Характерные дефекты роторов и причины их появления.
Наиболее часто встречаются следующие виды дефектов:
- аксиальные задевания ротора о статор. Причины появления: некачественная пригонка зазоров в проточной части турбины; нарушение режима работы и эксплуатации турбины при пусках, остановках и наборах нагрузки.
- увеличенный прогиб роторов. Причины: механическое задевание деталей ротора о статор; нарушение режимов эксплуатации; наличие поперечной трещины в роторе.
- коррозионные повреждения роторов. Она происходит при длительных простоях оборудования без консервации.
- повреждение шеек ротора. Оно происходит при частичном или полном прекращении подачи масла в подшипники турбины, а также при использовании грязного или обводненного масла.
- трещины в осевых каналах ротора. Они происходят в результате термической усталости или дефектов изготовления.
Проверочные работы по ротору.
Перед выемкой ротора из цилиндров в начале ремонта, а также перед закрытием цилиндров в конце ремонта производится проверка прогибов ротора или бой ротора. Для этого осуществляют следующие операции:
1. производят измерения зазоров, предусмотренных формуляром проточной части турбины.
2. измерение радиального боя ротора.
3. измерение торцевого боя полумуфты.
4. измерение торцевого и радиального биения упорногодиска и всех насаженных на вал деталей.