РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА

Контрольные вопросы

1. Какие формации в мировой истории выделял К. Маркс?

2. Сравните теории цивилизаций Н.Я Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби?

 

 

Лекция 2

1. Зарождение человеческого общества.

2. Проблемы генезиса славян и Великое переселение народов.

3. Славяне в Восточной Европе в VII—IX вв.

1. Зарождение человеческого общества. В последние десятилетия, установили, что человек выделился из дикой природы около 2,5 млн. лет назад в районе Восточно-Африканского рифта, где человек изготовил первые орудия труда из гальки. Первая волна миграции достигла Центральной Азии и Горного Алтая ок. 600—500 тыс. лет назад. Вторая волна миграции (ок. 450—350 тыс. лет назад), привела к появлению стоянок человека в Восточной Европе и Сибири.

Древние стоянки человека раннего палеолита есть на территории Украины и Молдавии (ок. 300 тыс. лет назад). Главный источник пищи человека – охота. В эпоху мустье (ок. 130— 90 тыс. лет тому назад) стоянки человека встречаются на Северном Кавказе, в южной части Восточно-Европейской равнины от Приазовья до бассейна Десны и в южной части Сибири. В период позднего палеолита (40—35 тыс. лет тому назад) климат продолжал оставаться суровым, ледники достигали Верхней Волги. Появились стоянки на Печоре и в Приуралье, заселялось Забайкалье. Главным источником пищи и одежды оставалась охота. Появились мотыгообразные орудия, которыми рыхлили землю. Люди селились у воды в долинах рек Днестра, Днепра, Дона, Енисея и Ангары. На территории Восточной Европы выделяют десять археологических групп. К эпохе позднего палеолита относится появление на территории Восточной Европы древнейшего памятника живописи — фресок на стенах Каповой пещеры (на территории совр. Башкирии).

В эпоху мезолита (8 – 5,5 тыс. лет назад) таит ледник, появляются болота, ивы, мелкие животные, это делает возможным изготовить лук и стрелы, необходимые для охоты на появившегося мелкого зверя и птицы. К этому времени исследователи относят существование так называемой ностратической макросемьи — языковой общности, распад которой привел в дальнейшем к образованию индоевропейской, уральской, алтайской и некоторых других языковых семей. В эпоху мезолита человек дошел до берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов, начинает заселяться Америка.

В эпоху неолита (примерно 5500 – 2000 гг. до н.э.) постепенно начался переход от охотничье-собирательского хозяйства к производящему труду. Произошла неолетическая революция. Большое значение имело появление каменного топора, что дало возможность на севере Восточной Европы рубить лес и строить жилища. Студенты ОмГУ произвели реконструкцию жилища на территории Омского района – санатория «Колос». В эпоху неолита стали повсеместно изготовлять глиняные сосуды для приготовления пищи, зародилось ткачество. Переход к земледелию наметился на Кавказе и в Бугско-Днестровском регионе, на территории лесостепной Украины, Южной Белоруссии и Верхнего Поднепровья. В лесной зоне Восточной Европы и на Урале сохранялось охотничье-собирательское хозяйство. В «бронзовом веке», пришли орудия из бронзы — сплава меди и олова, которые распространялись по территории Восточной Европы в V—IV тыс. до н.э. На территории Молдавии и Правобережной Украины сложилась трипольская земледельческая культура, где мотыжное земледелие сочеталось со скотоводством и охотой. В степях Причерноморья и Северного Кавказа главным видом производственной деятельности человека было скотоводческое хозяйство. К середине III тыс. до н.э. сложилась так называемая ямная культура (от обряда погребения умерших в ямах, над которыми возводились курганы). Ряд исследователей, пришли к выводу, что именно восточноевропейские степи были очагом обитания племен индоиранской языковой группы, отсюда происходила миграция этих племен на территорию Индии (так называемые племена ариев) и Ирана. Среди соседей населения ямной культуры, были племена финно-угорской языковой семьи. Прародина носителей языков этой группы находилась в таежной зоне, господствовало у них охотничье-рыболовное хозяйство.

Некоторые авторы говорят о раннем появлении на территории Восточной Европы племен, принадлежавших к древнеевропейской ветви индоевропейской языковой семьи, которая разделилась на славянские, балтские, германские и другие племена. От Южной Скандинавии и Рейна до Камы и Волги находилась культура шнуровой керамики и боевых топоров. Часть таких племен вторглась с запада на территорию Среднего Поднепровья, ассимилировав население, принадлежавшее к трипольской культуре. Другая волна этих племен вторглась на территорию Восточной Европы через Прибалтику, от Псковского озера на западе до Камы на востоке (фатьяновская культура). Но пока не устанавливается преемственная связь между ними и племенами на территории Восточной Европы более позднего времени. Примером может служить богатое захоронение кургана у г. Майкопа на Северном Кавказе, где были обнаружены золотые и серебряные украшения, две золотые диадемы, золотые сосуды.

2. Проблемы генезиса славян и Великое переселение народов. Славяне под своим именем появляются в письменных источниках только в начале VI в., поэтому раннюю историю приходится реконструировать. Славяне (первоначально «словене» — от «слово» — говорящие на понятном языке, в отличие от «немцев») входят в состав языковой семьи индоевропейских народов, пришли в Европу из Малой Азии с предками индоевропейцев в III тысячелетии до н.э.

О принадлежности археологических культур древним славянам идут споры, однако это железный век. Ряд ученых (например, Б. А. Рыбаков) начинают историю праславян на территории Восточной Европы с чернолесской и милоградской культур VIII — VII вв. до н.э. В. В. Седов и большинство авторов, называет культуру подклошовых погребений (погребальные урны покрывали колоколовидным сосудом — клошем) в бассейне Средней и Верхней Вислы (IV — II вв. до н.э). С конца II в. до н.э. до начала V в. н.э. здесь существовала пшеворская культура. Соседствует с ней во II в. до н.э. — II в. н.э. зарубинецкая культура (Припятский район и Поднепровье). Памятники Висленского региона пшеворской культуры обнаруживают много черт преемственной связи с уже достоверно славянскими памятниками. Носители пшеворской культуры были земледельцами, на их поселениях обнаружены железные сошники — части орудий, использовавшихся при вспашке земли. С III в. н.э. появился гончарный круг. Богатые погребения с неизвестным ранее обрядом трупоположения в курганах, видимо, стали результатом контактов со скифо-сарматским населением Причерноморья. В пространство пшеворской культуры вторглись готы, пришедшие с севера.

В лесной зоне Восточной Европы шел процесс формирования угро-финских племен (предков марийцев, мордвинов, удмуртов, вепсов и др.).

Во II—IV вв. н.э. в Северном Причерноморье складывается полиэтничная (сарматский, готский и славянский компоненты) Черняховская культура. В лесостепной зоне междуречья Днестра и Днепра, где до формирования Черняховской культуры жили сарматы, в Ш—IV вв. н.э. резко возрастает роль славянского компонента. Сложился славяно-иранский симбиоз, давший начало антскому периоду в истории восточных славян (археологи идентифицируют поздних антов с так называемой пеньковской культурой VI — VIII вв. н.э. С этой культуры большинство авторов начинают рассматривать историю славян).

Концом V — началом VI в. датируются первые достоверно славянские археологические памятники. Они представлены т. н. пражско-корчакской и пеньковской культурами. Памятники распространяются в VI—VII вв. от Эльбы до Днепра (с северной границей по 52—53 параллелям), в Верхнем Поднестровье, Нижнем Подунавье; от Прута и низовьев Дуная до левобережья среднего Днепра.

Пражско-корчакская и пеньковская культуры соответствуют раннему этапу т. н. «Расселения славян», явившего собой завершающий этап «Великого переселения народов» — грандиозного миграционного движения, охватившего европейский континент в V—VII вв н. э. и перекроившего его этническую и политическую карты. Расположение исходного ареала, из которого началось славянское Расселение, является предметом спора. 1. Славяне в первой половине первого тысячелетия н. э. занимали территорию от Среднего Повисленья до Среднего Поднепровья (включая верховья Днестра), с ними в связаны памятники пшеворской, Черняховской и киевской археологических культур. 2. Славяне обитали в первой половине I тысячелетия н. э. в регионе, ограниченном на севере Западной Двиной и верховьями Днепра, на востоке — Десной, на юге — Припятью и на западе — Неманом и Западным Бугом.

В источниках середины VI в. славяне выступают под двумя именами — словене (EKlaPnvoi, Sclaveni), видимо, группировка, представленная пражско-корчакской культурой и анты ('Avion, Antes) – носители пеньковской культуры. По свидетельству византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, славяне и анты ничем не отличались друг от друга по языку.

Создавались условия для выделения из общества социальной элиты. На перемены такого рода указывает появление на территории антов в VI в. протогородских центров: у села Зимно в бассейне р. Южный Буг и Пастырское городище в районе р. Тясмин (Черкасской области Украины). Но в VII в. жизнь в обоих центрах была насильственно прервана и не возобновилась.

В течение VI — IX вв. славяне заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, нижнее и среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Важным явлением европейской истории VI—VII вв. стали вторжения славян на территорию Восточной Римской империи, которые привели к крушению рабовладельческого строя на территории Балканского полуострова. Положение осложнилось, когда в 565— 567 гг. на Среднем Подунавье поселился пришедший из Центральной Азии через степи Северного Причерноморья союз аварских племен, создавших здесь государство под властью хана Баяна — Аварский каганат. Правители каганата подчинили своей власти славянское население Среднего Подунавья. Начались походы на Балканы, византийские императоры были вынуждены платить дань аварам. Восточные славяне-анты также предпринимали нападения на Восточную Римскую империю. Стремясь воспрепятствовать набегам славян на земли империи, византийская дипломатия разжигала конфликты между славянскими племенами и аварами. К началу VII в. авары настолько усилились, что империя стала искать у антов помощи против них. Тогда каган в 602 г. послал своего полководца Апсиха «истреить племя антов», после 602 г. имя «анты» исчезает со страниц греческих авторов. В начале VII в. наступил перелом — система византийской обороны на Дунае рухнула. Восстание славян Подунавья в 30-х гг. VII в. привело к ослаблению Аварского каганата. Происходило заселение славянами, передвигавшимися с севера, Балканского полуострова. На Балканах (за исключением городов на побережье) византийская власть перестала существовать. Но к началу IX в. Византии удалось установить свою власть над территорией материковой Греции.

Памятники материальной культуры не позволяют в полной мере изучить хозяйственную жизнь населения и уровень социально-политического развития. Б. Н. Флоря и др. авторы предлагают использовать лексический фонд славянских языков (а их было около полутора десятков). Так, например, общеславянскими являются такие земледельческие термины, как «целина», «борозда», «гонъ» (расстояние прохода плугом по полю без отдыха лошади или вола, участок пашни определенной длины и т.д.). Общеславянскими являются и обозначения жилища и его деталей — «истьба» (изба), «дверь», «двор», «дым» (и дым, и дом). Не менее важны и следующие термины социального характера: «господин» (хозяин), «господарь» и, с другой стороны, такие лексемы, как «беда», «беден», «худоба», «бездомовен», означающие бедность и нищету в качестве свидетельства имущественного расслоения. Важнейшую информацию несут общеславянские лексемы «грабеж», «крадение», «красть», означающие наличие социальных антагонизмов, «мзда» (неофициальное вознаграждение). Принципиально важны лексемы «наимник» (наемник), глаголы «наимати», «наяти», «нанята», означающие существование социального расслоения, термин «дань» в значении «налог, подать», что причастно уже к понятию политического управления социумом. Лексема «корчма», означающая «угощение, винная лавка, постоялый двор с вином», позволяет предположить наличие системы, напоминающей обмен потребительными стоимостями. Термины «город», «крепость», «граница», «дорога» завершают эскиз сложного в социальном и политическом плане общества с чертами социального расслоения, наличия политической власти, элементов торговых отношений, и повлекших появление своего рода эмбрионов налоговых сборов. Разложение племенного строя и создание политических организмов очевидно. Низшей социальной ячейкой его организации стала соседская община, организация людей, объединенных не родственными связями, а необходимостью совместно решать хозяйственные проблемы, осваивать целину.

Таким образом, славяне по уровню развития стояли значительно выше, чем проживавшие здесь угро-финские и балтские племена. Эта лексика, вероятно, фиксирует и уже состоявшееся разделение западных и восточных славян, и недавнее отчленение славян южных от восточных (приднепровских), оказалось возможным возникновение протогосударства.

3. Славяне в Восточной Европе В VII—IX вв.С VII до начала IX в. продолжалось расселение славян в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы, оно сопровождалось ассимиляцией живущих на этих территориях угро-финских и балтских племен, ведущих охотничье-собирательское или скотоводческое хозяйство. Исходным плацдармом миграционной волны V—VII вв. считают места северной части пшеворской культуры,праславяне расселяются на территорию Подвинья, Смоленского Поднепровья и до Волго-Клязьминского междуречья, что доказывает наличие женских «браслетообразных» височных колец с «не завязанными концами».

С рубежа VII—VIII вв. в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет становление смоленско-полоцких кривичей; ильменские словене укоренились в бассейне Ильменя (Илмера) с реками Шелонью, Ловатью; псковские кривичи располагались вблизи Псковского озера.

Следующей группой, являлись носители пражско-корчакской культуры, Волынь, юг Припятского Полесья и правобережье Киевского Поднепровья, по мнению в. в. Седова, в V—VII вв. зеселяли дулебы, давшие основу для развития в VI—IX вв. бужанам (волынянам), древлянам, дреговичам и полянам. Потомки антов образовали общности северян, радимичей, вятичей, а также славянского населения в верховьях Дона.

Ветвь потомков антской группы праславян локализуется на юго-западе. Это уличи, оттесненные в междуречье Днестра и Буга, и тиверцы поселившиеся в бассейне Днестра. Восточные хорваты располагались в верховьях Днестра в Прикарпатье.

Именно в VII—VIII вв. славяне широко расселились по территории Восточной Белоруссии и прилегающих областей России, поселились в бассейне Оки и в районе озера Ильмень. К VI в. относится начало заселения славянами Волго-Клязьминского междуречья. Примерно в VIII в., сменив антов-пеньковцев, иная волна славян заселила территорию Левобережной Украины, и славянская колонизация достигла Северского Донца и Дона.

Перечень сложившихся на территории Восточной Европы объединениях славян сохранился в сочинении византийского императора К. Багрянородного «Об управлении государством» (сер. X в.). Однако само их образование относится к более раннему времени, так как названия некоторых из них читаются уже в тексте «Баварского географа» (середины IX в.).

В пределах лесной и лесостепной зоны Восточной Европы размещалось 12 восточнославянских объединений. На обширной территории не могло проживать какое-то одно племя, но отсутствие на территории протогородских центров не позволяет видеть в этих объединениях политические образования. Представление об общем родстве подкреплялось преданиями о происхождении всех членов объединения от одного общего родоначальника. Так, в «Повести временных лет» происхождение радимичей и вятичей возводилось к основателям родов — двум родным братьям Радиму и Вятко.

Автор «Повести временных лет» выделяет из всех славянских групп чистоплотных полян, отмечая у них единобрачие и существование большой патриархальной семьи. И наоборот, изображая быт вятичей, северян и радимичей, живущих также селами, летописец подчеркивает отсутствие у них публичной процедуры бракосочетания (вместо этого — похищение на игрищах между селами невест с их согласия), наличие многоженства (две-три жены) и грубость в общении. Он также подчеркивает наличие у ряда общностей особого обряда захоронения (они после сожжения умершего, «собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех»). Это дает основание видеть форму организации общества, которая возникла на последнем этапе разложения родового строя.

Как показывает анализ лексики праславянского языка, славяне были земледельческим народом.В лесостепных районах господствовал перелог. На севере, в лесной зоне, наряду с перелогом использовалась подсечно-огневая система земледелия. Посев производился на участках, где предварительно выжигался лес, а зола использовалась как удобрение. Первые два-три года на росчистях 10—15-летнего леса можно было получить сравнительно хороший урожай, но затем земля истощалась. В 2—3 раза более высокий урожай давали росчисти 40—50-летних лесов, но их сведение было чрезвычайно сложной задачей, требовавшей длительных совместных усилий большого количества людей, не говоря о сведении столетних и двухсотлетних лесов. К такому трудоемкому способу получения урожая нельзя было прибегать постоянно. Обе системы земледелия следует охарактеризовать как экстенсивные и приносившие в итоге скромный урожай. Скотоводство, охота, бортничество имели гораздо меньшее значение. Сложилось положение, при котором плохой урожай зерновых означал голод. Не случайно зерновые культуры в языке славян обозначались словом «жито» — жизнь.

В эти же века наметился переход земледелия к примитивному двухполью с озимым и яровым полем (источники X в.). При такой системе земледелия объем производившегося продукта должен был заметно возрасти. Важно, однако, принять во внимание, что развитие земледельческого хозяйства на территории Восточной Европы происходило в природных условиях, гораздо менее благоприятных, чем в других частях Европы. Во-первых, следует отметить неблагоприятные климатические условия. Так, для земледельческих работ оставался очень короткий рабочий сезон — с начала мая до начала октября, что требовало от земледельца крайне напряженных усилий на небольшом отрезке времени. Открытость Восточно-Европейской равнины для суровых северных ветров приводила к гибели растений и во время суровых, но бесснежных зим, и во время весенних и осенних заморозков. На юге противоположную опасность создавали вторжения сухих юго-восточных ветров, приводящих к губительным засухам. Во-вторых, земледелец сталкивался (прежде всего в лесной зоне) с низким плодородием подзолистых почв, более плодородные почвы встречались на Восточно-Европейской равнине лишь южнее условной линии Киев — Калуга — Нижний Новгород. К тому же со времен Великого переселения те, кто пришли из центра Европы и пережили катастрофические заводнения низменных площадей, предпочитали теперь земли на возвышенных водоразделах, что усложняло условия производства. Воздействие этих факторов приводило к тому, что, несмотря на все усилия земледельца, урожайность зерновых в среднем даже в XVIII в. оставалась крайне низкой — сам-3, а при неблагоприятных условиях — сам-2. Неудивительно, что и при переходе к двухполью земледельцы часто забрасывали через определенный срок свои наделы, чтобы использовать плодородие новых участков земли.

Все это делало отдельное хозяйство неустойчивым перед лицом этих неблагоприятных факторов. Для преодоления трудностей земледелец постоянно нуждался во взаимодействии с соседями. И это делало объединение соседей — соседскую общину у восточных славян особенно прочной.