НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ


Раздел 1. Россия в системе мировых цивилизаций

ВВЕДЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ИСТОРИИ РОССИИ

М. Т. КОГУТ

(с древнейших времен до конца XVIII в.)

Учебное пособие

 

 

Омск

Издательство ОмГТУ


УДК 947 (075)

ББК 63.3(2) Я 73

К 57

 

Рецензенты:

В. Н. Худяков, д-р ист. наук, профессор ОмГПУ

В. Н. Либуркин, канд. ист. наук, доцент ОмГПУ

Когут, М. Т.

К 57 История России (с древнейших времен до конца XVIII в.). Конспект лекций: учеб. пособие / М. Т. Когут. – Омск: Изд- во ОмГТУ, 2008. – 104 с.

ISBN

 

 

Издание содержит конспекты лекций по разделам дисциплины «История России» с древнейших времен до конца XVIII в., и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архивоведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» и других исторических специальностей дистанционной и заочной форм обучения

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета

УДК 947 (075)

ББК 63.3(2) Я 73

К 57

© Омский государственный

ISBN технический университет


«История России» является обязательной частью федерального компонента в цикле общепрофессиональных дисциплин для студентов исторических специальностей.

В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. В предлагаемом учебном пособии «История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): Конспект лекций» предпринята попытка показать особенности Русского самодержавного государства. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII — XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. В конспекте лекций обращается внимание на взаимоотношение власти и социальных сословий, выделяются особенности цивилизационного развития России. Опущены вопросы культуры, поскольку она выделена в специальный курс.

Содержание учебного пособия соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования дисциплины «История России» для исторических специальностей и рабочей программе, разработанной для специальности 030402 – «Историко-архивоведение» в Омском государственном техническом университете. Его цель – помочь студентам самостоятельно усвоить дисциплину и получить целостное представление о характере, направлениях и особенностях развития России.

 


Лекция 1

ИСТОРИЯ РОССИИ –

1. Место истории России в системе наук. Методология истории

2. Формационный и цивилизационный подходы.

3. Периодизация отечественной истории.

4. Этнокультурная карта территории СНГ.

 

1. Место истории России в системе наук. Методология истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. История – (от греческого historia– повествование, исследование, рассказ о прошлом); с одной стороны – это процесс развития природы и общества, с другой – это комплекс наук, изучающих развитие человеческого общества в его становлении, развитии, конкретные события и явления в их взаимной связи.

История подразделяется по широте объекта изучения на всеобщую историю, историю континентов (например, история Азии и Африки), историю отдельных стран и народов или групп народов (например, история славянских народов, история России). К самостоятельным историческим дисциплинам относятся историографияодна из исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки; источниковедение разрабатывает теорию, методику и технику изучения письменных исторических источников; археография,которая занимается поиском, описанием и публикацией исторических источников. Существует несколько десятков вспомогательных исторических дисциплин,которые изучают различные комплексы источников и сферы жизни общества:антропология (изменение облика человека), этнография (происхождение и специфика развития народов), археология (изучает вещественные памятники древнего человека), палеография (способы письма), хронология (системы отсчета времени),дипломатика (актовые документы),нумизматика(монеты, медали, ордена, денежные системы), метрология(систему мер),краеведение (историю региона),топонимика (происхождение названий) и др.

История изучает источники. Виды письменных исторических источников: летописи, законодательство, актовые материалы (грамоты), делопроизводственные материалы, статистические материалы, периодическая печать (разновидности: газеты, журналы, бюллетени, альманахи), публицистика и политические сочинения, документы личного происхождения (разновидности: мемуары - воспоминания, дневники – записки, переписка – эпистолярные источники), литературные памятники, научные труды.

Изучение истории базируется на методологии – это теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания. Метод – научно обоснованное познавательное средство.

Общенаучным философским методом большинство историков считают диалектико-материалистический метод познания действительности на основе знания наиболее общих законов движения и развития природы, общества и мышления. Общенаучными для всех исторических и архивоведческих наук являются исторический и логический методы исследования, существующие в диалектическом единстве и противоположности.

К традиционным специально-историческим методам относят следующие: историко-генетический, историко-сравнительный, или компаративный, историко-типологический, историко-системный, диахронического анализа общественно-исторической реальности, ретроспективный. Современной исторической науке присущи и такие нетрадиционные (редко используемые в историческом анализе) специально-исторические методы, как: количественные, социально - психологические методы, методы герменевтики, современной лингвистики, искусствоведческий анализ, и др.

2. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Метод включает в себя подход и принцип. Во второй половине XIX в. возникло два подхода изучения истории: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Отечественная наука, в основном, базироваться на формационном подходе.

3. Периодизация Отечественной истории.

В. О. Ключевский в основу периодизации истории России положил процесс колонизации, освоения ее территории и выделял следующие периоды отечественной истории:

1) VIII – XIII вв. – Днепровский; 2) XIII – середина XV вв. – Верхневолжский; 3) середина XV – второе десятилетие XVII вв. – Великорусский; 4) начало XVII – первая половина XIX вв. – Всероссийский.

Советская историография при периодизации исходила из формационного подхода к истории и выделяла следующие этапы: 1) 500 – 700 тыс. лет назад до середины IX в. – первобытнообщинный строй; 2) середина IX в. – 1861 г. – феодальный строй; 3) 1861 – февраль 1917 гг. – буржуазный; 4) март 1917 – август 1991 гг. – советский период – попытка построения социалистического общества.

Сегодня ряд исследователей предлагают периодизацию: 1) 500 – 700 тыс. лет назад до середины IX в. – первобытное общество и рабовладельческий строй на территории страны; 2) середина IX в. (VI в. – зарождение славян) – XVIII вв. – Древняя средневековая Русь (XVIII в. – Россия на пороге нового времени); 3) XIX – начало XX вв. (1801 –1917 гг.) – Россия в новое время; 4) 1917 – 1991 гг. – Советская Россия; 5) с августа 1991 г. – новейшая история.

4. Этнокультурная карта территории СНГ. На территории стран СНГ можно выделить этнические группы (Этнос – народ. Этнография – наука о народе) и культурно-хозяйственные комплексы.

1) Сибирь от Урала до Тихого океана – Тюрко-язычные племена, это оленеводы и скотоводы, преимущественно кочевые.

2) Восточная Европа – земледельческая культура, 3 группы племен: восточнославянские; финско-язычные; летто-литовские.

3) Евразийские степи – от Дуная до Минусинска. Основное занятие – скотоводы (Енисей, Забайкалье), в Северном Причерноморье – скифы и сарматы. Северное Причерноморье в древности стало транзитом для великого переселения народов. Средняя Азия – ирано-язычные племена.