Колиивщина.
Барская конфедерация.
Диссидентский вопрос.
Новое обострение социальной напряженности.
В 50 - 60-х гг. XVIII в. на Правобережье вызревали предпосылки для нового взрыва народного гнева. Именно в этот период происходит торговая переориентация магнатских хозяйств с экспорта зерна в Гданьск на побережье Черного моря. Нечеткость перспектив развития шляхетских имений отразилась на взаимоотношениях украинских крестьян и польских панов, усилив социальное напряжение. К тому же, южная часть Киевщины, которая в дальнейшем стала базой массового выступления, начала вновь заселяться поздней других земель Украины и фольварочно-барщинная система не успела получить здесь распространения. Поэтому малейшее завинчивание гаек и увеличение повинностей вызывали бурную реакцию местного крестьянства. Катализатором недовольства служила также близость Запорожья.
Резко обострились религиозные отношения, связанные с активным наступлением на права православных. Для утверждения католицизма и униатства использовались польские войска, подвергались арестам православные священники.
В 1764 г. польским королем был избран ставленник Екатерины II Станислав Август Понятовский. Императрица через своего посла в Варшаве Н.В.Репнина потребовала уравнения в правах православных и протестантов с католиками. В 1765 г. во время аудиенции у польского короля епископ могилевский (белорусский) Г.Конисский выступил в защиту православных и других диссидентов (не-католиков) с речью, которая была переведена на европейские языки как образец защиты веротерпимости. 1766-1768 гг. были отмечены значительными волнениями диссидентов в Речи Посполитой. Они обратились к европейским державам с просьбой вмешаться во внутренние дела Короны с целью защиты их вероисповедных и гражданских прав. По словам известного исследователя внешней политики России В.В.Похлебкина, это было первое в истории Европы дело о «правах человека», послужившее толчком к внешнеполитическому вмешательству иностранных государств в дела Польши.
В конфессинальном отношении православное население польской Украины пользовалось покровительством переяславского епископа Гервасия Линцевского, который назначил своим представителем на Правобережье игумена Мотронинского монастыря Мельхиседека Значко-Яворского. Последний превратил в очаги православного движения монастыри, расположенные в густых лесах недалеко от Запорожья (Медведевский, Лебединский и др.). Он сумел даже добиться аудиенции у Екатерины II, которая пообещала православным Речи Посполитой свою защиту.
Сейм 1767-1768 гг., проходивший в окруженной российскими войсками Варшаве, в конце концов, создал комиссию, которая заключила с Россией союзный договор. К Варшавскому договору был приложен специальный трактат («Сепаратный акт») о формальном уравнении в правах с католиками верующих православной и протестантской церквей.
Уже в феврале 1768 г. фанатично настроенная польская шляхта объединилась в конфедерацию для борьбы с королевской властью и провозгласила "крестовый поход" против православных. Центром оппозиционно настроенных магнатов и шляхты стал г. Бар на Подолье. Среди основателей Барской конфедерации, которые объединились под лозунгами защиты католицизма, шляхетских прав и освобождения Польши от влияния России, были Ю.Пулавский, братья А. И М. Красинские. Конфедераты беспощадно расправлялись с населением, которое не желало отказываться от веры отцов, разрушали православные монастыри и церкви.
Не имея возможности самостоятельно угомонить непокорных магнатов и шляхту, польское правительство обратилось за помощью к России. Екатерина II удовлетоворила их просьбу. Тем не менее, борьба приняла затяжной характер. Поскольку открытых столкновений с царскими войсками конфедераты не выдерживали, их сопротивление свелось к тактике партизанской войны. Только в 1772 г. Барская конфедерация была окончательно разгромлена, что подготовило почву для первого раздела Речи Посполитой.
Политический хаос в Речи Посполитой и деятельность барских конфедератов, тяжелый социальный и национально-религиозный гнет, своеволие магнатов и шляхты, злоупотребления арендаторов и корчмарей вызвали взрыв в 1768 г. нового восстания - Колиивщины, которая стала кульминацией всего гайдамацкого движения. Поводом к выступлению стало появление российских войск на Правобережной Украине. Среди местного населения разнесся слух, что Екатерина II издала "Золотую грамоту" с призывом уничтожать польскую шляхту. При этом народ надеялся на поддержку не только императрицы, но и польского короля. Центром подготовки восстания стал Мотронинский монастырь, расположенный в непосредственной близости от Запорожской Сечи. Здесь при участии игумена М.Значко-Яворского несколько запорожцев выработали план действий. Тут же, как свидетельствует легенда, повстанцы освящали свое оружие. Руководителем восстания был избран М.Железняк, который провозгласил себя полковником.
Местом сбора повстанцев стало урочище Холодный Яр в Черном Лесу недалеко от Чигирина. Весной 1768 г. отряд Железняка, ядро которого составляла запорожская сирома, выступил в поход. Повстанцы взяли Фастов, Жаботин, Черкассы, Богуслав, Канев, истребляя на своем пути шляхту, ксендзов, униатов, польское и еврейское население, разрушая костелы.
В начале лета гайдамаки подошли к Умани - твердыне польской власти на Подолье, принадлежавшей магнатам Потоцким. Тут на сторону повстанцев перешел сотник надворного войска И.Гонта, что предрешило судьбу жителей города и бежавшей сюда шляхты. Гайдамаки учинили в Умани страшный погром. Позже на допросе Железняк определял число жертв в 2 тыс. человек. Другие источники насчитывают от 12 до 20 тыс. погибших. Но в целом и современники, и исследователи единодушны в одном: фанатизм греческий и холопий боролся огнем и мечем с фанатизмом католическим и шляхетским.
Уманская резня стала кульминационным моментом движения. Повстанческая рада избрала М.Железняка гетманом, а И.Гонту - уманским полковником. Из Умани восстание распространилось на другие районы Правобережья. Под влиянием Колиивщины произошли волнения на Левобережной Украине, Волыни и в Галичине, разгорелась антифеодальная война польского крестьянства.
В действиях гайдамаков соединялись разрушительные и конструктивные элементы. Отдельные предводители стремились организовать на занятой территории нормальную хозяйственную жизнь, передавали крестьянам землю, освобождали их от барщины, пытались приостановить межконфессиональные конфликты. Греко-католикам давалась возможность оставить край или перейти в православие.
На начальном этапе Колиивщины Россия не вмешивалась в действия гайдамаков, рассчитывая с их помощью ослабить Польшу и усилить собственное влияние среди православных Правобережья. Но угроза распространения антифеодального движения на российскую почву заставила Екатерину II пересмотреть свою тактику в отношении повстанцев. К тому же политика благожелательно-нейтрального отношения к гайдамакам привела к осложнению российско-турецких отношений, поскольку повстанцы, преследуя шляхту и евреев, перешли границу и сожгли турецкий город Балту. Этот инцидент вызвал резкий протест со стороны турецкого султана, крымского хана и молдавского господаря. Турция стала грозить России войной.
После захвата корпусом российскими войсками столицы Барской конфедерации Бара Екатерина отдала приказ о подавлении восстания гайдамаков. В конце июня 1768 г. Россия начала против повстанцев карательные акции. Были схвачены Железняк и Гонта, а в июле - августе разгромлены основные гайдамацкие отряды. Однако окончательно Колиивщина была подавлена только весной 1769 г.
Наказание гайдамаков - подданных России в значительной степени носило характер демонстрации. Оно должно было убедить поляков и турок в непричастности российской стороны к возникновению восстания. 250 гайдамаков во главе с Железняком были привезены в Киев и приговорены к смертной казни, замененной наказанием батогами, вырыванием ноздрей, клеймением и пожизненными каторжными работами в Сибири.
Польская сторона расправилась с гайдамаками чрезвычайно жестоко. Наибольшее число повстанцев было казнено после истязаний в местечке Кодня возле Житомира (около 3 тыс. человек) и селе Сербы близ Могилева-Подольского (около 2 тыс. человек). Именно тогда в народе родилось страшное проклятие: "Бодай тебе Кодня не минула!" С живого Гонты сняли кожу, потом его тело разрубили на части, а голову прибили к воротам Могилева.
Колиивщина, несмотря на ее подавление, окончательно ослабила Польшу и предотвратила окончательную победу крепостнических порядков в юго-восточной части Правобережья. Участие царских войск в подавлении восстания 1768 г. дало возможность России подчинить своим интересам государственно-политическую жизнь Польши. Объективно это способствовало приближению воссоединения Правобережной Украины с Левобережной, которое произошло в конце XVIII в.