Виды административно-правовых норм
Структура административно-правовой нормы
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза– та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.
Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Закона «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливает точный возраст, по достижении которого гражданин Республики Беларусь мужского пола подлежит принятию на воинский учет.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, то есть дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо органа военного управления – военный комиссар.
Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права.
В санкцииадминистративно-правовой нормы, как и в нормах других отраслей права, указываются меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила.
Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфу того или иного акта управления. Во многих случаях структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления.
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию. Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеют два основных вида: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников, регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно правовой статус.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику управленческих отношений (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок ведения административного процесса и т.п.).
Следовательно, возможно дать следующее два определения административно-правовых норм, подразделив их по предмету регулирования:
Административно-правовая норма (материальная) – норма права, регулирующая отношения в сфере исполнительной власти.
Административно-правовая норма (процессуальная) – установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере исполнительной власти.
По функциям права административно-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные;
по содержанию предписания наобязывающие,запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие,рекомендательные.
Административно-правовые нормы могут классифицироваться и по иным критериям:
· по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных актов;
· по действию во времени: срочные и бессрочные;
· по масштабу действия: республиканские и местные;
· по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение: граждан; органов исполнительной власти; государственных служащих; предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления;
· по объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые;
· по степени определенностиизложенных в нормах требований: абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой).
Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм.