Обратимся к фактам.
Следует иметь в виду, что процесс конституирования политологии как науки рассматривается исследователями в двух аспектах: историческом и методологическом.
Исторический подходпретендует на то, чтобы дать целостную и упорядоченную картину формирования новой науки во временном и географическом разрезе, стремясь при этом уловить общее направление ее развития. Руководствуясь данными установками, его приверженцы выделяют два этапа становления политологии как науки: первый – от последней четверти XIX в. до окончания второй мировой войны (его принято называть этапом развития политической науки в рамках национальных школ); второй – от окончания второй мировой войны до настоящего времени (этап интернационализацииполитической науки). Далее остановимся на их характеристике.
Для первого этапа характерны резко выраженный интерес к политике и упорные попытки ученых выделить политическую сферу в самостоятельный и целостный объект изучения. Важно подчеркнуть, что этот процесс осуществлялся в целой группе стран более или менее одновременно и независимо друг от друга, что дало основание исследователям назвать данный период эпохи становлением национальных политологических школ. Лидерами этого процесса стали сразу пять стран: США, Великобритания, Франция, Германия и Италия, без явного приоритета какой-либо из них. В каждой из этих стран сложилась своя национальная политическая наука, специфика которой проявлялась в доминирующей проблематике, во-первых, и в явном преобладании тех или иных методов исследования, во-вторых. Влияние национальных школ друг на друга было крайне незначительным, а среди ученых явно преобладало стремление следовать собственным национальным традициям.
В числе фактов, свидетельствующих о начале процесса организационного оформления политической науки в каждой из вышеназванных национальных школ, можно выделить два:
во-первых, появление в этих странах ученых, приоритетно изучающих политику,
во-вторых, создание тех или иных структур (в виде специализированных кафедр в университетах, политических школ и т.д.), которые взяли на себя решение следующих задач:
- организационное оформление нового исследовательского направления и придание ему юридического статуса;
- подготовку кадров по данному профилю как для науки, так и для государственной службы;
- организацию дискуссионных площадок по острым политическим проблемам и вопросам осмысления предмета новой науки и ее места в системе общественного знания.