Потребление мониторинговой информации


Реальные изменения в управлении образованием стимулируют появление пользователей объективной управленческой информации. Эта социальная группа растет, что дает оптимистические надежды на будущее мониторинга в нашей системе образования.

Потребность в объективной информации о состоянии образовательной системы растет на разных уровнях - от педагога до городских руководителей образования:

ü расширяется поиск наиболее эффективных условий, форм, методов, технологий обучения;

ü расширяются работы по педагогическому проектированию;

ü запускаются механизмы контроля (аттестация, лицензирование), которые требуют проведения специальных обследований.

Появление возможности реального выбора образовательного учреждения, образовательной программы все более активно включает родителей и самих учащихся в число пользователей объективной информации.

При наличии достаточного количества потребителей проблема распространения информации все равно остается. Она не нова, но сейчас получает новое наполнение. С точки зрения мониторинга можно выделить два аспекта этой проблемы:

ü первый заключается в том, чтобы информация попала к нужному пользователю в доступной для его восприятия форме;

ü второй аспект - это доступ к информации, так как часть информации, получаемой в результате мониторинга, должна использоваться только определенной группой специалистов или в специфичной форме.

Три уровня потребителей информации мониторинга:

ü общество, социум, родители;

ü группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители;

ü руководители, лица, принимающие решения.

В случае массового использования результатов обследования (например, при формировании общественного мнения различных социальных групп), проблема заключается в согласовании полученных рекомендаций и результатов с возможностями их восприятия той социальной группой, для которой данная информация предназначена. Под согласованием подразумевается соответствующая форма предъявления, особенности языка изложения, стиля.

Как правило, для массового использования выбираются наиболее яркие результаты, которые способны воздействовать на воображение, удивить, заставить задуматься. Но здесь нас подстерегает опасность, поскольку именно в таких результатах вероятнее всего будет содержаться ошибка.

Чаще всего распространение этих результатов происходит через средства массовой информации. Достаточно хорошо известно, что у населения разные средства массовой информации пользуются разной репутацией и уровнем доверия. Существует опасность того, что информация, представленная в определенных СМИ, может дать эффект, обратный задуманному. Очень важно и то, кто будет представлять полученные результаты. Если это делают корреспонденты, да еще на пресс-конференции, то вероятность искажений весьма велика. Лучшим вариантом будет тот, когда результаты мониторинга представляет в СМИ специалист или когда он имеет возможность окончательной редакторской правки.

Информация, поступающая к специалистам, конечно, должна носить иной характер. Для информационного мониторинга важна периодичность ознакомления специалистов с новинками, формирование потребности пользоваться накопленной и структурированной информацией.

В том случае, когда речь идет об управленческом мониторинге и его содержание со специалистами согласовывалось, сложностей с использованием информации не возникает, поскольку специалисты знают, зачем она нужна и как они будут ее использовать. Вероятно, специалисты по информационному обслуживанию должны быть заинтересованы в увеличении такой составляющей мониторинга.

Иной аспект использования информации, получаемой в результате мониторинга, - это принятие на ее основе конкретных управленческих решений. Для того, чтобы управленческое решение состоялось, информация должна быть получена, воспринята и переработана лицом, принимающим решения или уполномоченным на это. Поэтому информация должна быть представлена в той форме, в которой эти лица в состоянии ее воспринять. Существуют два решения этой проблемы. Во-первых, подготовка личностно-ориентированных материалов. Должны быть учтены склонности, возможности, уровень образования руководителя - для одного важны только цифры и графики, другой лучше воспринимает текстовую информацию, третий - рекомендации специалистов и т. д.

В том случае, если существует определенный разрыв между исполнителями обследования и лицами, принимающими решения, необходим посредник, адаптирующий полученную информацию, перерабатывающий и доносящий ее до руководителя.