Общие сведения о монолитном железобетоне


Способы армирования железобетона

 

Арматуру в железобетонных конструкциях устанавливают для восприятия растягивающих усилий, а так же для усиления сжатых зон конструкции. Необходимое количество арматурных стержней определяют расчетом с учетом нагрузки по СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции».

Основная - несущая арматура называется рабочей. Дополнительная арматура, устанавливаемая по конструктивным и технологическим соображениям, называется монтажной.

Рабочую и монтажную арматуру объединяет в арматурные изделия – сварные и вязанные сетки и каркасы, размещенные в железобетонных конструкциях в соответствии с характером их работы под нагрузкой.

По способу применения при армировании конструкций различают:

- напрягаемую арматуру (подвергаемую предварительному напряжению);

- ненапрягаемуюарматуру (обычное армирование).

При обычном армировании при сравнительно небольших нагрузках в бетоне появляются трещины, т.к. арматура работает совместно с бетоном, а предельно допустимые деформации у них различны: у бетона 1-2 мм на 1 м длины. Сталь же при подобных нагрузках способна растягиваться в 5-6 раз больше чем бетон.

Сквозные трещины в бетоне недопустимы, т.к. они способствуют коррозии арматуры. При обычном армировании применяют арматуру классов А-I, А-II.

Смысл напряженного армирования заключаются в том, что по всей высоте поперечного сечения конструкции бетон сжат.

При действии внешней нагрузки на конструкцию, прежде чем бетон в растянутой зоне включится в работу, должна растянутся арматура до такой степени, которая компенсирует величину усилия, сжимающего бетон, за счет предварительного напряжения арматуры.

Напряженную арматуру изготавливают из низколегированной стали (арматура классов А-III и выше).

Предварительное напряжение арматуры производят, либо предварительно натягивая ее на упоры (с помощью домкратов) в процессе изготовления конструкции, либо на бетон - непосредственно на строительной площадке. При этом в оставленный при изготовлении конструкции специальный канал помещают арматуру, натягивая ее с помощью гаек. Затем зазор в канале между арматурой и бетонной стенкой заполняют строительным раствором. После затвердения раствора снимают фиксаторы и арматура обжимает бетон.

 

 

Монолитный железобетон отличается от сборного тем, что из него непосредственно на строительной площадке, а не на заводе изготавливают конструктивные элементы зданий и даже целые сооружения (Останкинская телебашня и т. п.).

Для этого изготавливают специальную опалубку (форму), соответствующую форме части конструктивного элемента здания, либо части инженерного сооружения. Затем в эту форму помещают стальную арматуру в виде каркаса. После этого форму заполняют бетонным раствором и выдерживают в течение заданного времени (до набора минимальной прочности - приблизительно 7 суток), а затем опалубку снимают и изготавливают следующий участок.