А. Материалистический сенсуализм.


План.

Oacute;ФИЛАТОВ Т.В.

 

§ 1. Сенсуализм.

§ 2.Рационализм.

§ 3. Просветительство.

 

0.1. Дух Нового Времени. XVI - XVIII в.в. - эпоха интенсивного разложения феодальных отношений в Европе и становления промышленного капитализма. В этот период церковь непоправимо теряет свой авторитет непререкаемого арбитра в мировоззренческих вопросах. Повсеместно усиливаются тенденции свободомыслия и явного атеизма. Параллельно этому происходит становление экспериментальной науки Нового Времени - науки Галилея и Ньютона. Во всех слоях общества крепнет убеждение во всесилии человеческого разума и в ничтожности веры.

 

0.2. Рационализм и сенсуализм. Следуя духу времени, европейская философия XVI XVIII в.в. сосредотачивает свое внимание прежде всего на вопросах теории познания, пытаясь оценить потенциальные возможности человеческого разума. Здесь формируются две основные философские школы Нового Времени - сенсуалисты, считавшие единственным источником наших знаний о мире наши ощущения, и рационалисты, считавшие, что все знания о мире заведомо содержатся в нашем разуме, и задача заключается в том, чтобы извлечь их оттуда.

 

0.3. Просветительство. Параллельно этому ряд философов занимается поиском путей приведения существующей социальной действительности в соответствие с требованиями разума. Данное направление в философии XVI - XVIII в.в. получило наименование Просветительства.

 

§ 1. Сенсуализм.

Основная посылка сенсуализма - «ощущения есть единственный источник наших знаний о мире» - приводила различных философов как к материалистическим, так и к идеалистическим выводам. В связи с этим в философии XVI - XVIII в.в. можно выделить (А) материалистический сенсуализм и (Б) идеалистический сенсуализм.