III. Стадия выполнения исследования
9. Сбор, систематизация и анализ вторичной информации
Число и состав разделов плана могут меняться, но должен быть предусмотрен сбор данных двух типов: первичных и вторичных. Первичные данные представляют собой массив информации, получаемой в процессе исследования непосредственно для решения выделенной проблемы. К вторичным данным относят всю информацию, которая может быть предоставлена в распоряжение исследователя на момент начата работ. Соответственно здесь используется и два термина: кабинетное исследование, назначение которого — сбор вторичной информации и внекабинетное (полевое) исследование, цель которого — сбор первичных данных.
Кабинетные исследования предшествуют любому внекабинетному. Это связано с тем, что: затраты на кабинетные исследования, как правило, значительно ниже, чем на полевые (информация имеется и постоянно обновляется, специальный сбор новых данных не требуется); существуют данные, которые в принципе невозможно получить (например, силами фирмы не получить данные о научно-технических прогнозах развития науки и техники). Часто кабинетное исследование помогает в процессе предварительного анализа конкретизировать задачи.
Однако следует отметить ряд недостатков вторичной информации, которые необходимо учитывать в ходе кабинетных исследований: собираемая информация может не совпадать с целями и структурой проводимого исследования (относится к другому объекту, носит слишком общий характер, имеет другие единицы измерения и т.п.), она может быть устаревшей и неполной, могут возникать сомнения в ее достоверности, она может оказаться противоречивой.
В зависимости от источника получения вторичная информация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя информация собирается до внешней. Так, для предприятия источниками получения внутренней информации могут быть документы, отражающие бюджет предприятия, данные сбыта, данные о прибылях и убытках, счета клиентов, сведения о производстве и т.д.
Массив внешних данных слагается из двух потоков информации: а) сведения, предоставляемые государственными органами; б) сведения, предоставляемые общественными и коммерческими организациями.
10. Корректировка разделов плана исследования, ориентированная на получение первичной информации
После сбора, систематизации и анализа вторичной информации в зависимости от полученных результатов принимаются решения о дальнейших исследовательских планах. При этом возможны варианты: а) прекращение работ (проблема решена); б) переход к следующему этапу исследования.
Как правило, после анализа вторичной информации возникает необходимость внесения определенных изменений и дополнений не только в программу последующих работ по сбору первичной информации, но и в план исследования в целом. После этого можно перейти к следующему этапу работ — сбору первичной информации.
11. Сбор первичной информации
Сбор первичной информации для решения некоторых задач — это единственный способ получить все необходимые сведения. К его основным достоинствам можно отнести: сбор информации для конкретных целей (определены степень детализации, единицы измерения, время сбора и т.п.), отсутствие противоречивости полученных данных, т.к. вся информация идет из одного источника, доступность всех полученных результатов при достаточной «закрытости» их для конкурентов. Однако внекабинетные исследования имеют и недостатки: их сбор требует достаточно больших затрат времени и средств.
При подготовке к сбору первичных данных необходимо определить: объем и вид требуемой информации, границы объекта исследования, лиц, проводящих исследование, методы сбора данных.
Принято выделять следующие основные методы сбора первичных данных: опрос, наблюдение и эксперимент. Опрос — метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к опрашиваемой совокупности людей (респондентам) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Опрос — наиболее распространенный метод сбора первичной информации, особенно при изучении субъективных мнений людей и их отношения к анализируемым событиям. Это обусловлено рядом причин:
· метод достаточно универсален, т.е. позволяет регистрировать информацию различной природы (например, и мотивы деятельности людей, и результаты их деятельности);
· полученная данным методом вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная; кроме того, она легче поддается количественной обработке, в том числе с помощью вычислительной техники;
· отмечается экономичность данного метода по сравнению с другими.
Для получения наиболее достоверной информации должны быть реализованы основные фазы опроса: 1) адаптация, в процессе которой у респондента создается мотивация ответа на вопросы и он подготавливается к исследованию; 2) достижение поставленной цели, т.е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач исследования; 3) снятие напряжения опрашиваемого за счет предложения ему легких функционально-психологических вопросов. По характеру взаимодействия исследователя и респондента опросы классифицируют на очные (интервью) и заочные (анкетирование).
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Интервью используется на разных этапах исследования: во-первых, оно используется на ранних стадиях исследования для уточнения гипотез, задач, методики исследования; во-вторых, применяется в качестве основного метода исследования при ограниченной выборке, особенно, когда надо получить информацию социально-психологического характера; в-третьих, интервью используется в качестве дополнительного метода сбора информации к другим методам.
Анкетирование — один из наиболее распространенных видов опроса, основными компонентами которого являются исследователь, анкета (опросный лист) и респондент. С точки зрения достоверности информации тот или иной вид опроса предпочитается в зависимости от целей и особенностей исследования. Так, предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость.
Интервью дает более глубокую и развернутую информацию субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы — массовую представительную картину. Целесообразно в одном исследовании комбинировать анкетный опрос и интервью, что повышает достоверность информации. Специфическим видом опроса является опрос экспертов-специалистов исследуемой области.
Наблюдение представляет собой прямую регистрацию событий очевидцем. Наблюдение редко бывает основным способом сбора первичной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами, а также в тех случаях, когда необходимая информация не может быть получена никакими другими способами. Виды наблюдений выделяются по следующим признакам:
а) по степени формализации процедуры — не структуризованное (неконтролируемое), в котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса он будет наблюдать, и структуризованное (контролируемое), при котором заранее определяется процедура регистрации событий;
б) по степени участия наблюдателя в исследовании — включенное, при котором наблюдатель в той или иной степени включен в этот процесс, и не включенное, при котором наблюдатель регистрирует события «со стороны»;
в) по условиям организации — полевое наблюдение (в естественных условиях) и лабораторное, проводимое в экспериментальной ситуации.
Экспериментирование как метод исследования систем управления
Эксперимент — это способ получения информации о качественном и количественном изменении показателей деятельности и поведении объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).
Отличительная особенность эксперимента состоит в том, что его проведение требует разработки и постановки гипотезы о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма функционирования, выведенной логическим путем на основании теоретических или опытных данных. Поэтому эксперимент также является одним из важнейших способов анализа систем управления.
По характеру экспериментальной ситуации выделяют эксперименты полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в специально созданной обстановке). По характеру структуры эксперимента — а) проективные, направленные от настоящего к будущему и квазиэксперименты, направленные от момента времени в прошлом к настоящему. По характеру логической структуры доказательств: а) параллельное исследование, для которого необходимо иметь два объекта наблюдения — экспериментальный и контрольный, в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния данных двух объектов наблюдения в одно и то же время; б) последовательное — доказательство опирается на сравнение двух состояний одного объекта наблюдения в различное время.
Эффективность применения экспериментального метода к исследованию социальных процессов зависит от правильно подготовленной программы проведения эксперимента, в которой можно выделить следующие этапы.
1. Теоретический — на этом этапе формулируется проблема исследования, экспериментальные задачи и гипотезы исследования.
2 .Методический — разработка программы проведения эксперимента, т.е. документа, в котором изложены все процедуры эксперимента: от постановки задач до их практического исполнения. При этом должны быть выполнены следующие основные требования:
а) описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих;
б) описание условий существования объекта исследования;
в) формулирование гипотезы;
г) определение понятий сформулированной гипотезы;
д) выделение зависимой переменной;
е) описание специфических условий.
3. Реализация программы эксперимента — создание экспериментальной ситуации и непосредственное экспериментирование.
4. Анализ и оценка результатов — проверка, подтверждение выдвинутой гипотезы.
Эксперимент может быть реальный или мысленный. Возможности применения реальных экспериментов при исследовании систем управления ограничены, так как они предполагают изменение уже установившихся связей и отношений. Для этого целесообразно применять мысленные эксперименты (или имитацию), которые позволяют воссоздать и «проиграть» ситуацию «на бумаге», а не в реальных условиях. Наиболее эффективным при этом является подход, основанный на применении имитационных моделей. Однако любое моделирование — не только имитационное, позволяющее обеспечить проверку аналогичных объяснитачьных гипотез, также может быть отнесено к методам проведения мысленного эксперимента. Этот метод существенно зависит от положенных в основу модели предположений. Для систем управления эффективным методом сбора экспериментальной информации является проведение игровых имитационных экспериментов (деловые игры), позволяющих воспроизвести те связи и взаимодействия, которые невозможно отразить в формальной модели.
Игровое моделирование выступает средством эффективного отображения сложных хозяйственных ситуаций, позволяющим охватить разнонаправленные интересы нескольких хозяйственных звеньев. Деловая игра, являясь своеобразной «живой» моделью, позволяет учесть высокий уровень неопределенности среды и ее динамизм, конфликтность ситуации, неполноту информации. Разрешение таких проблемных ситуаций требует организации специальных форм взаимодействия ЛПР друг с другом. Важное направление здесь представляют исследовательские деловые игры, в том числе управленческие. В этом случае деловая игра выступает в качестве своеобразной лаборатории поиска и отладки экономических и организационных условий деятельности и нововведений
Игровое моделирование охватывает задачи корректировки индивидуальных предпочтений и выработки решений, приемлемых для всех участников игры. Принципиально важным моментом является включение людей в модель в качестве ее конструктивных элементов. Тем самым неформализованные процессы воспроизводятся через принятие решений человеком, через взаимодействие участников игры.
Диапазон применения игрового моделирования охватывает проблемы различного уровня: от конкретных задач принятия решений по той или иной функции управления до комплексных задач, охватывающих сферу, область управления, от первичных звеньев управления до общественного хозяйства в целом.
Своеобразной разновидностью экспериментов является тестирование — реализация искусственно созданного воздействия испытательного характера на объект исследования (элемент или систему управления в целом) в натурных или лабораторных условиях, которое вызывает ответную реакцию системы управления. Основное назначение — контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров испытуемой системы при выполнении ею различных функций в разных режимах управления.
12. Анализ результатов, формирование выводов и рекомендаций
Цель анализа собранной информации — проверка исходных предположений, получение ответов на поставленные вопросы и выявление новых проблем. Основой анализа являются гипотезы, сформулированные в программе и возникающие по мере их проверки в процессе самого анализа собранных данных.
В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким. Методам анализа будут посвящены дальнейшие разделы настоящего пособия. Однако можно представить некоторые общие характерные этапы анализа собранной информации, например эмпирической информации, полученной на основе опроса.
На первом этапе проводится классификация, упорядочение и группировка полученных эмпирических данных, а также качественное их осмысление в соответствии с выдвинутыми описательными гипотезами. Формируются количественные характеристики исследуемых явлений (такие, например, как статистические параметры — средние величины, частоты, вариации и т.д.).
На втором этапе осуществляется первичное обобщение данных и одновременно проводится «сжатие» эмпирических данных на основе построения различных типологий и применения соответствующих методов (например, факторного или кластерного анализа).
Третья стадия предполагает углубление интерпретации и объяснение фактов на основе эмпирической или теоретической проверки описательных гипотез.
На четвертом этапе используются приемы мысленного или, если возможно, реального (натурного) экспериментирования, повторные и сравнительные исследования, моделирование.
После проведения анализа формулируются основные выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования, которые обычно представляются в форме отчета.