Патологии и дисфункции современной организации


1.

Тезисы

Школой реализма стал Московский Малый театр, с которым связана деятельность выдающегося драматурга А. Н. Островского. Театр этот и поныне называют домом Островского.

Симфонии Чайковского, его балеты, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» исполняются в наши дни во всем мире.

Лучшие русские актеры и режиссеры второй половины XIX века утверждали реализм на сцене. Они боролись с театральным штампом, безыдейностью и безвкусицей, за развитие традиций великого Щепкина, за правдивость и высокую идейность сценического искусства.

Среди многих замечательных актеров Малого театра одно из первых мест принадлежит М. Н. Ермоловой. Она создала образ передовой женщины, выступающей против семейного и общественного гнета, против пошлой морали собственников. Ее игра была овеяна правдой и силой чувства, героическим пафосом. После спектаклей с участием Ермоловой нередко демократическое студенчество выходило из театра с революционными песнями. «Когда мы вспоминаем... ваши образы, палящие огнем, проникнутые безграничной любовью к свободе и ненавистью к гнету, нам хочется крикнуть историкам наши требования, чтобы в их книгах рядом с портретами бойцов за свободу портрет Ермоловой находился на одном из почетных мест»,- говорил, обращаясь к великой актрисе, В. И. Немирович-Данченко.

Имя самого Немировича-Данченко, замечательного театрального деятеля, а также имя его соратника - великого актера, режиссера, театрального педагога К. С. Станиславского связаны с историческими преобразованиями русского театра в конце XIX века. Храня и развивая лучшие традиции русского сценического искусства, Станиславский и Немирович-Данченко с группой талантливых молодых актеров создали Московский Художественный театр. Программа начинающегося дела была революционной, - вспоминал впоследствии Станиславский.- Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций... и против ничтожного репертуара тогдашних театров. Подлинным рождением нового театра явилась постановка пьесы Чехова Чайка в 1898 году.

 

 

Организационные патологии, их истоки. Сущность организационных изменений. Виды и модели организационных изменений.

Организация — это не нечто застывшее и монументальное. Не зря ее уподобляют живому организму. Организации существуют в изменчивом окружении, они вынуждены приспосабливаться к нему, а в чем-то даже упреждать возможные изменения. Ряд аспектов, связанных со взаимодействием организации с внешней средой, мы уже рассмотрели. В данной главе мы обратим внимание в основном на внутренние динамические процессы, присущие современным организациям. Но, прежде чем рассматривать собственно процессы организационной динамики, остановимся на важной проблеме, связанной с процессом функционирования организации — проблеме организационных патологий и дисфункций.

Любая сложная система, в частности, организация, при своем функционировании стремится к адаптации и развитию, т.е. поддержке как внутреннего, так и внешнего (в отношениях с внешней средой) динамического равновесия.

Но в процессе этого функционирования возникает ряд неожиданных и непредвиденных последствий, которые существенно осложняют или даже мешают нормальной деятельности, ослабляя способность организации к адаптации и развитию. Американский социолог Роберт Мертон (Robert Merton) назвал такие последствия дисфункциямиМертон Р.К. Явные и латентные функции // В кн.: Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 1996. С. 428..

Если говорить об организациях, то часто дисфункции бывают связаны с субъективными факторами: непродуманностью действий, неправильными решениями, плохой подготовленностью или некомпетентностью руководства или персонала. С другой стороны, высокая неопределенность внешней среды также провоцирует возникновение непредвиденных результатов организационной деятельности.

В то же время существует ряд аспектов организационной деятельности, которые сами по себе являются поводом для возникновения дисфункций. Прежде всего, это аспекты, связанные с основными принципами организации: разделения труда, формализации и иерархии. Как уже было сказано ранее, данные принципы определяют основы существования организации, взаимодействия ее подсистем и элементов, а также развития и взаимодействия с внешней средой. Но в процессе их реализации может проявляться ряд негативных факторов, которые вызывают в организации существенные отклонения от нормы. Совокупность этих факторов принято называть организационными патологиями, по аналогии с техникой или медициной. Так, в каждом человеке живут и действуют группы болезнетворных микроорганизмов, но их деятельность становится дисфункциональной только тогда, когда для этого создадутся определенные условия (переохлаждение, сильный стресс и т.д.). Другими словами, в организме человека заложена потенциальная патология, которая превращается в дисфункцию при определенных обстоятельствах.

То же самое в организации. В силу того, что и разделение труда, и формализация, и иерархия — это принципы, определяющие, прежде всего, жизнедеятельность людей (со всей их поведенческой неопределенностью), организация «страдает» рядом патологий, которые при некоторых условиях отражаются в неожиданных последствиях принятых решений — дисфункциях. Рассмотрим более подробно наиболее распространенные и типичные дисфункции.