Пропаганда в СССР


Государственная пропаганда

Самодостаточность мифов

Роль мифа в крушении СССР

Итак, мифы не только определяются социальной и политической ситуацией, но и сами воздействуют на нее. Выше мы привели пример, касающийся внутрен­ней политики. Теперь — пример из внешней.

Когда при Р. Рейгане Советский Союз был объявлен «империей зла», это существенно ухудшило советско-американские отношения. Любые действия советской стороны больше, чем когда-либо, стали рассматри­ваться как проявление злого умысла. Стали сворачи­ваться переговоры, началась интенсивная разработка новых военных проектов. В частности — «Стратегичес­кая оборонная инициатива» (СОИ), имевшая целью обеспечить США абсолютное превосходство над СССР в военной области.

Советской экономике оказался не под силу новый изнурительный этап гонки вооружений. Чтобы избе­жать ее, руководству доживавшего последние свои годы Советского Союза пришлось пойти на значительные уступки Западу. Многие это называют поражением СССР в «холодной войне». Конечно, тому было множество объективных причин. Но, тем не менее, роль запущен­ных в свое время политических мифов не стоит недо­оценивать.

 

Как видим, мифы являются самовоспроизводящи­мися структурами. Человек, поверивший в некий миф, начинает видеть реальность под определенным углом зрения. Такой взгляд обусловливает выборочное воспри­ятие фактов, явлений действительности.

Иными словами, человек видит только то, что он хочет или готов увидеть. Факты, специфически отобран­ные и воспринятые в русле мифа, в свою очередь подтверждают его верования, идеологические установки, точку зрения на мир.

 

 

 

Пропаганда — распространение политических, на­учных, философских и других идей в обществе с це­лью формирования у широких масс населения опреде­ленных взглядов. В более узком смысле — именно политических или идеологических идей.

Она так или иначе ведется во всех странах, имея, однако, характерные особенности, обусловленные го­сударственной идеологией, целевыми установками вла­стей предержащих и др. На нее оказывают влияние и особенности переживаемого исторического периода, что будет видно из изложенного ниже.

 

Значительную пропагандистскую роль в Советском Союзе играло кино. Не случайно Ленин определил его как «важнейшее из всех искусств».

Во всех кинотеатрах художественные фильмы пред­варялись киножурналом «Новости дня», в котором не­пременно рассказывалось об успехах, о «всенародной поддержке решений партии» и т.п.

 

Хронике верили. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Почти 70 % информации люди получают через орга­ны зрения. Восприятие визуальной информации не тре­бует больших усилий. Сиди себе и смотри картинку. А если еще кто-то и объясняет значение этих карти­нок — и того легче.

Видеоряд давал информацию пропагандистского содержания: первый трактор на колхозных полях, пер­вая электрическая лампочка. Зрителю тем самым вну­шалось: «Вот там, у соседей, это уже есть. Потерпи, скоро будет и у тебя».

Киноагитки, замаскированные под объективную Информацию, были мощнейшим средством сталинского пиара. Именно из кинохроники граждане СССР узнавали, что «жить стало лучше, жить стало веселей».

В СССР родился уникальный жанр «художественной хроники». Прежде чем снимать объект, хроникеры его подкрашивали, ремонтировали. Людей переодевали для съемок в приличную одежду, а перед съемками репетировали с ними мизансцены. Сами кинематогра­фисты называли такую хронику «болты в томате».

 

Художественные фильмы также работали на образ «самой лучшей страны в мире». Цензура вырезала из кинолент даже малейший намек на критику существу­ющего строя. Фильмы, приукрашивающие советскую дей­ствительность, получили даже название «лакировочных».

Никогда, ни в одной стране не было такого много­летнего, целенаправленного, эффективного политиче­ского пиара.

Для пиар-деятельности создается мощная информа­ционная структура — ТАСС, подобной которой не было ни до, ни после.

Эффективными пиар-акциями были демонстрации и парады на Красной площади. Первые призваны были от­ражать единство правящей верхушки и народа. Вторые — силу строя и мощь страны, которой можно гордиться. Осознание принадлежности к великой и могучей стране, с одной стороны, рождало чувство гордости за нее и за себя, с другой — скрашивало многие трудности бытия.

Среди военных парадов два особо выделяются как блистательные пиар-акции. Это парад 7 ноября 1941 го­да, когда его участники (на самом деле далеко не все) отправлялись прямо на фронт, и парад Победы над фашистской Германией.

 

В дальнейшем такие парады стали ритуальными и проводятся регулярно, независимо от смены правите­лей и дискредитации былых триумфаторов, — они жи­вут самостоятельной жизнью, работая на всю систему и новых правителей.

По свидетельству А. Коржакова, руководителя служ­бы безопасности президента, главным достоинством тогдашнего министра обороны П. Грачева было непрев­зойденное мастерство в организации парадов, что по­зволило ему долго удерживаться на посту министра в период правления Б. Ельцина несмотря на полную без­дарность как военачальника, продемонстрированную в первой чеченской войне.

ПАРАДЫ В УКРАИНЕ