Пропаганда в СССР
Государственная пропаганда
Самодостаточность мифов
Роль мифа в крушении СССР
Итак, мифы не только определяются социальной и политической ситуацией, но и сами воздействуют на нее. Выше мы привели пример, касающийся внутренней политики. Теперь — пример из внешней.
Когда при Р. Рейгане Советский Союз был объявлен «империей зла», это существенно ухудшило советско-американские отношения. Любые действия советской стороны больше, чем когда-либо, стали рассматриваться как проявление злого умысла. Стали сворачиваться переговоры, началась интенсивная разработка новых военных проектов. В частности — «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), имевшая целью обеспечить США абсолютное превосходство над СССР в военной области.
Советской экономике оказался не под силу новый изнурительный этап гонки вооружений. Чтобы избежать ее, руководству доживавшего последние свои годы Советского Союза пришлось пойти на значительные уступки Западу. Многие это называют поражением СССР в «холодной войне». Конечно, тому было множество объективных причин. Но, тем не менее, роль запущенных в свое время политических мифов не стоит недооценивать.
Как видим, мифы являются самовоспроизводящимися структурами. Человек, поверивший в некий миф, начинает видеть реальность под определенным углом зрения. Такой взгляд обусловливает выборочное восприятие фактов, явлений действительности.
Иными словами, человек видит только то, что он хочет или готов увидеть. Факты, специфически отобранные и воспринятые в русле мифа, в свою очередь подтверждают его верования, идеологические установки, точку зрения на мир.
Пропаганда — распространение политических, научных, философских и других идей в обществе с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. В более узком смысле — именно политических или идеологических идей.
Она так или иначе ведется во всех странах, имея, однако, характерные особенности, обусловленные государственной идеологией, целевыми установками властей предержащих и др. На нее оказывают влияние и особенности переживаемого исторического периода, что будет видно из изложенного ниже.
Значительную пропагандистскую роль в Советском Союзе играло кино. Не случайно Ленин определил его как «важнейшее из всех искусств».
Во всех кинотеатрах художественные фильмы предварялись киножурналом «Новости дня», в котором непременно рассказывалось об успехах, о «всенародной поддержке решений партии» и т.п.
Хронике верили. Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Почти 70 % информации люди получают через органы зрения. Восприятие визуальной информации не требует больших усилий. Сиди себе и смотри картинку. А если еще кто-то и объясняет значение этих картинок — и того легче.
Видеоряд давал информацию пропагандистского содержания: первый трактор на колхозных полях, первая электрическая лампочка. Зрителю тем самым внушалось: «Вот там, у соседей, это уже есть. Потерпи, скоро будет и у тебя».
Киноагитки, замаскированные под объективную Информацию, были мощнейшим средством сталинского пиара. Именно из кинохроники граждане СССР узнавали, что «жить стало лучше, жить стало веселей».
В СССР родился уникальный жанр «художественной хроники». Прежде чем снимать объект, хроникеры его подкрашивали, ремонтировали. Людей переодевали для съемок в приличную одежду, а перед съемками репетировали с ними мизансцены. Сами кинематографисты называли такую хронику «болты в томате».
Художественные фильмы также работали на образ «самой лучшей страны в мире». Цензура вырезала из кинолент даже малейший намек на критику существующего строя. Фильмы, приукрашивающие советскую действительность, получили даже название «лакировочных».
Никогда, ни в одной стране не было такого многолетнего, целенаправленного, эффективного политического пиара.
Для пиар-деятельности создается мощная информационная структура — ТАСС, подобной которой не было ни до, ни после.
Эффективными пиар-акциями были демонстрации и парады на Красной площади. Первые призваны были отражать единство правящей верхушки и народа. Вторые — силу строя и мощь страны, которой можно гордиться. Осознание принадлежности к великой и могучей стране, с одной стороны, рождало чувство гордости за нее и за себя, с другой — скрашивало многие трудности бытия.
Среди военных парадов два особо выделяются как блистательные пиар-акции. Это парад 7 ноября 1941 года, когда его участники (на самом деле далеко не все) отправлялись прямо на фронт, и парад Победы над фашистской Германией.
В дальнейшем такие парады стали ритуальными и проводятся регулярно, независимо от смены правителей и дискредитации былых триумфаторов, — они живут самостоятельной жизнью, работая на всю систему и новых правителей.
По свидетельству А. Коржакова, руководителя службы безопасности президента, главным достоинством тогдашнего министра обороны П. Грачева было непревзойденное мастерство в организации парадов, что позволило ему долго удерживаться на посту министра в период правления Б. Ельцина несмотря на полную бездарность как военачальника, продемонстрированную в первой чеченской войне.
ПАРАДЫ В УКРАИНЕ