Особенности мирового политического процесса
Учебные вопросы
Введение
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
на тему: Россия в мировой политике__________________________________ __________________________________________________________________
(полное наименование темы лекции)
Дисциплина:________________политология____________________________
(наименование дисциплины)
Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)
Санкт-Петербург
В политической практике и публицистике понятия «мировая политика», «международные отношения» и «международный политический процесс» обычно выступают как синонимы. Они обозначают совокупность действий и взаимоотношений субъектов мирового сообщества (акторов) по реализации своих и общих интересов.
1. Особенности мирового политического процесса.
2. Государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
В мировой политике действующими субъектами принято считать государства, межгосударственные объединения и международные организации. Рассмотрим специфику каждого из этих субъектов.
Главным актором мировой политики является государство. Оно — основной субъект международного права, а его политика определяет характер международных отношений, оказывает непосредственное влияние па степень свободы и уровень благосостояния граждан, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование других субъектов международных отношений в значительной степени зависит от отношения к ним со стороны государств.
Государство — единственный субъект мировой политики, который обладает суверенитетом. Категория «национально-государственный суверенитет» имеет два аспекта — внутренний и внешний. Первый аспект означает свободу выбора каждым пародом своего пути экономического развития, политического режима, наличие у государства собственного гражданского и уголовного законодательства. Второй аспект предполагает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.
При переходе к постиндустриализму изменяется содержание суверенитета государств. Он трансформируется из абсолютного, способного отрицать общечеловеческие ценности и интересы, в просвещенный, основывающийся па принципах равноправия и самоопределения народов, уважения нрав личности как высшей социальной ценности.
В современных условиях суверенитет государств ограничивается, с одной стороны, деятельностью других участников мировой политики — неправительственных организаций, транснациональных корпорации и т. д., с другой — выходом на международную арену внутригосударственных регионов, которые устанавливают между собой прямые торговые, культурные и иные отношения, нередко конкурируя с государством. Тем не менее именно государство представляет и олицетворяет суверенитет парода, являющегося, согласно конституциям многих стран, основным и единственным источником власти. В связи с многочисленными угрозами выживанию и развитию человечества роль национальных государств возрастает-.
Фактор национально-государственного суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений — отсутствие у них единого ядра власти и управления. Международные отношения строятся па принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в их функционировании большую роль играют стихийные процессы и субъективные моменты.
Являясь формально юридически равными сточки зрения международного права, государства различаются по своей территории, численности населения, природным ресурсам, экономическому и военному потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету и др. Эти различия резюмируются в неравенстве государств по своей мощи, включающей вышеперечисленные факторы и обстоятельства.
В науке утверждается новая трактовка мощи государства, учитывающая реалии постиндустриализма. Согласно этой трактовке: снижается значение традиционных компонентов национальной мощи (территория, природные ресурсы, численность населения), определявших ход и результаты соперничества государств в рамках предшествующей индустриальной эпохи; основными источниками национальной мощи, включая ее военный компонент, становятся способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого материала.
Каждое государство взаимодействует с другими субъектами международных процессов через внешнеполитическую деятельность. В современных государствах руководство внешней политикой в зависимости от форм правления осуществляют глава государства — президент (в президентских и пблупрезидентских республиках), монарх (в абсолютных монархиях), премьер-министр (в парламентских республиках и конституционных монархиях). Для проведения внешнеполитического курса в структуре подавляющего большинства государств существуют специализированные органы — министерства иностранных дел, парламентские комитеты по вопросам внешней политики, посольства, представительства и т.д.
Внешняя политика опирается па экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государств.
Их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства па тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации тех или иных целей. Существенное воздействие на поведение государств в международном процессе оказывают их территориально-пространственные и природно-климатические особенности.
Внешняя политика государств вторична по отношению к внутренней. По существу, она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика не является простым продолжением политики внутренней. Она имеет собственные цели и оказывает достаточно сильное обратное влияние на нее. Это влияние особенно ощутимо в современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между государствами и пародами, формируется общее информационное пространство.
Глобализация экономических процессов, растущая взаимозависимость пародов и государств объективно ведут к размыванию грани между внутренней и внешней политикой. При принятии политических решений должны учитываться их международные аспекты. В противном случае эти решения либо окажутся невыполнимыми, либо приведут к непредвиденным последствиям. Для решения проблем, традиционно считающихся внутренними, все чаще требуются действия, скоординированные па международном уровне, — с наднациональными организациями, партнерами по интеграции, ведущими центрами мировой экономики и финансов.
Все это обусловливает переход от привычной парадигмы, отводящей внешней политике подчиненную роль по отношению к внутренней, к повой парадигме политики, которая исходит из органического единства ее внутренних и внешних аспектов. Не случайно многие американские ученые полагают, что уже в настоящее время не существует различия между внутренней и внешней политикой.
К интеграции внутренней и внешней политики в наибольшей степени приблизились в своих взаимоотношениях страны Европейского Союза.
Определяющим фактором внешней политики государств является национальный интерес. Содержание этой категории, одной из ключевых в политической пауке, достаточно дискуссионно. Одни ученые считают ее научно неопределимой, в известной степени мистической. Другие пытаются определить ее содержание исходя из социологической категории «общественного интереса». Последний определяется в научной литературе как осознанная потребность субъекта или социальной общности, вытекающая из условий их существования и деятельности. Соответственно национальный интерес есть осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности государственных лидеров.
Чтобы избежать чисто этнической трактовки термина «национальный интерес», точнее было бы говорить о национально-государственных интересах. Крупнейшие западные политологи, прежде всего Г. Моргептау, используют термин «национальный интерес», относя его не к «нации-этносу», а к «нации-государству». К сфере национальных интересов относятся повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета и территориальной целостности.
Специфика национальных интересов России заключалась в том, что они формировались на гетерогенной этнической основе, как синтетическое выражение потребностей и устремлений многочисленных этносов, населявших евразийское пространство. Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Приоритетное место в системе национальных интересов России занимают: обеспечение безопасности страны и сохранение ее территориальной целостности; создание эффективной экономики и дееспособных государственных институтов; достижение высокого качества жизни людей, соответствующего мировым стандартам; создание благоприятной внешней среды для решения всего комплекса внутренних проблем; воздействие на мировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.
Внешнеполитическая деятельность государств реализуется различными средствами — политическими, экономическими, военными, пропагандистскими.
К политическим средствам внешней политики относится прежде всего дипломатия, которая осуществляется в форме переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций и др.
Экономическими средствами внешней политики являются режим наибольшего благоприятствования в торговле или, наоборот, эмбарго, предоставление кредитов, займов, инвестирование или отказ от них.
К военным средствам внешней политики относят военную мощь государства, которая может быть использована прямо (войны, интервенции, блокады) и косвенно (испытания новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы).
Пропагандистские средства включают весь арсенал средств информационной пропаганды и агитации, используемый для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечения доверия к нему, а в случае необходимости — для формирования антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Нередко пропагандистские средства используются для маскировки подлинных намерений государств.
От внешней политики зависит роль государств в мировом сообществе. Ее соответствие интересам и возможностям государств позволяет эффективно использовать благоприятные и нейтрализовать неблагоприятные тенденции международной среды.
Хотя государства являются главными субъектами мировой политики, после Второй мировой воины обозначилась объективная тенденция роста численности и влияния межгосударственных объединений и международных неправительственных организаций- Она вызвана действием таких факторов, как тяга пародов к миру и безопасности в условиях холодной войны; стремление создать эффектную систему предотвращения и урегулирования международных конфликтов; потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем.
Межгосударственные объединения — это военно-политические, политико-экономические и прочие союзы, блоки, коалиции. Они создаются па основе общности интересов государств-участников для реализации определенных целей. В таких объединениях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительство с его стороны или содействие в осуществлении их собственных целей.
Существуют различные типологии межгосударственных объединений, позволяющие систематизировать знание о них. Наиболее распространенной является классификация на основе двух критериев: по территориальному принципу и в соответствии со сферой и направленностью деятельности.
Исходя из первого критерия выделяют:
- региональные организации, например Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.;
- межрегиональные организации — Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.; субрегиональные (Бенилюкс).
В соответствии со вторым критерием различают:
- организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например Международная торговая палата (МТП), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.;
- организации в отдельных отраслях мирового хозяйства, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;
- организации в области культуры и спорта, например, Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, пауки и культуры (ЮНЕСКО);
- военно-политические организации, например Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС);
- универсальные организации: Лига Наций и Организация Объединенных Наций.
Следует отметить, что классификация межгосударственных организаций по вышеприведенным критериям (территориальное расположение, сфера и направленность деятельности) носит условный характер, поскольку многие организации отвечают обоим критериям, выполняя, скажем, не только экономические, по и политические функции. Такие, к примеру, организации, как Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, содействуя развитию либеральных рыночных отношений в государствах-членах, решают одновременно и политическую задачу — укрепление демократических режимов, распространение прогрессивных форм правления. Важную роль в поддержании стабильности па региональном и глобальном уровне играет созданная в 1975 г. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), членами которой являются все европейские государства, США и Канада.
Наиболее крупная межгосударственная организация — Организация Объединенных Наций (ООН), объединяющая более 190 государств. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые функционируют в международных отношениях и как ее структуры, и как самостоятельные субъекты. К ним относятся:
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);
МОТ (Международная организация труда);
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры);
МВФ (Международный валютный фонд);
МАГАТЭ (Международное агентство но атомной энергии);
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
Международный суд.
Некоторые межгосударственные организации обладают атрибутами политической власти. Это относится прежде всего к ООН. Ее органы могут принимать решения, являющиеся обязательными (резолюции Совета Безопасности) или рекомендательными (постановления сессий Ассамблеи ООН) для всех членов мирового сообщества. Вместе с тем государственный суверенитет ограничивает возможности ООН в применении широкомасштабных экономических санкций по отношению к странам, не выполняющим резолюции Совета Безопасности, в использовании военной силы — по отношению к агрессору и для миротворческих целей.
В последние десятилетия ООН в значительной степени утратила способность творчески реагировать па новые вызовы в международной сфере. Это вызвано прежде всего тем обстоятельством, что она не отражает новую конфигурацию сил, сложившуюся в мире. Поэтому не случайно многие проблемы мировой политики решаются сегодня не в ООН, а в рамках «семерки», «восьмерки», ЕС, НАТО и т. д.
Атрибуты политической власти присущи и Европейскому Союзу (ЕС). Представительный орган — Европарламент — избирается непосредственно населением стран-участниц сроком на 5 лет, наделен законодательной, бюджетной и контролирующей функциями, оказывает всевозрастающее влияние па деятельность всех институтов ЕС. Еврокомиссия — главный исполнительный орган ЕС — обладает широкими полномочиями в формировании общей политики государств-членов. Совет Европейского Союза (ранее Совет министров) — орган принятия конкретных решений по основным направлениям интеграционной политики. В целом влияние ЕС выходит далеко за рамки европейского континента.
Для принятия решений но жизненно важным для международных акторов проблемам все шире применяется метод консенсуса. В контексте мировой политики оп означает согласие в принципе при возможности расхождений но отдельным формулировкам или пунктам, по которым голосование не проводится. В регламентирующих документах некоторых организаций ООН метод консенсуса зафиксирован официально (ЮНКТАД, Комитет по разоружению). Фактор консенсуса заложен в основу процедуры принятия решений Советом Безопасности путем предоставления постоянным его членам права «вето».
В отличие от межгосударственных организаций международные неправительственные организации — это структуры, которые объединяют негосударственные институты и граждан ряда стран, действуя в специфических областях. К их числу относятся:
- профессиональные организации, например Международная организация журналистов (МОЖ), Международная ассоциация политических наук (МАПН), Международная организация криминальной полиции (Интерпол);
- демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ);
- различные организации солидарности и в защиту мира: Всемирный совет мира (ВСМ), Организация солидарности пародов стран Азии и Африки (ОСНАА);
- правовые организации, например Международная амнистия;
- религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианское движение в защиту мира и Христианская мирная конференция, Экуменический союз церквей, Всемирный исламский конгресс;
- гуманитарные организации, например Международный Красный Крест (МКК);
- экологические организации (Гринпис и др.); спортивные организации, например Международная федерация футбола (ФИФА).
Международные неправительственные организации различаются по структуре, направленности, задачам и масштабам деятельности. Хотя принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств обязательной юридической силы, им все чаще удается добиваться выполнения поставленных задач не только в профессиональной, но и в политической области. Активная деятельность международных неправительственных организаций явилась важнейшим фактором прекращения холодной войны.
Основными средствами воздействия международных организаций на мировую политику являются мобилизация общественного мнения, оказание давления на межгосударственные организации (прежде всего ООН) и непосредственно на конкретные государства. Именно так действуют Гринпис, Международная амнистия и другие организации. Поэтому организации подобного рода называют международными группами давления.
Немалое влияние на существо и направленность международных процессов оказывают такие специализированные неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК). Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать в своих интересах па политическую сферу как в странах базирования, так и в мире в целом.
Функционирование таких политических акторов, как международные неправительственные организации и транснациональные корпорации, свидетельствует о возрастающем плюрализме международных отношений и их демократизации.
Международные отношения как система
Субъекты мирового сообщества в своей совокупности и взаимосвязи образуют систему международных отношений. Как и всякая социальная система, она представляет собой целостное единство многочисленных подсистем и элементов.
Подсистемы бывают локальными, региональными и глобальными.
Локальные подсистемы — это взаимоотношения каждого государства с определенным количеством других государств. Такие отношения многоплановы — дипломатические, культурные, торговые и пр.
Региональные подсистемы — межгосударственные объединения: ЕС (Европейский Союз), ОАЕ (Организация африканского единства), OA Г (Организация американских государств) и др.
Глобальные подсистемы международных отношений связаны с деятельностью Организации Объединенных Наций, международных финансовых структур (например, Всемирный банк реконструкции и развития), транснациональных корпораций и пр.
Подсистемы международных отношений находятся в развитии. Одни исчезают, как это произошло с подсистемой социалистических международных отношений. Другие возникают, как, например, международные отношения Союза Независимых Государств (СНГ). Третьи трансформируются, например Европейское сообщество превратилось в Европейский Союз.
Под элементами системы международных отношений понимаются факторы общественного развития, влияющие на эти отношения. Таковыми являются внешнеполитические акции государств и поступки политических лидеров, различные действия других субъектов мировой политики.
С учетом отсутствия в системе международных отношений центральной власти, консенсуса относительно общих ценностей эту систему в научной литературе характеризуют как слабоорганизованную. Вместе с тем объективные императивы выживания и безопасности человечества стимулируют развитие системы международных отношений в направлении все более тесного взаимодействия ее компонентов. Целостности системы международных отношений способствуют и совершенствование средств связи и транспорта, глобализация информационных систем.
Процесс формирования глобальной системы международных отношений прокладывает себе дорогу не прямолинейно, а преодолевая препятствия, вызываемые национализмом, шовинизмом, патриархальностью, стремлением к автаркии. Развертывание этого процесса тормозится обострением старых, архаичных в своей основе конфликтов, возникновением конфликтов «нового поколения», прежде всего этнополитичёских.
Для формирующейся системы международных отношений характерны следующие глобальные политические тенденции.
Во-первых, прогрессирующая проницаемость границ между внутренней и внешней политикой. Возникновение новых проблем, не разрешимых в рамках отдельных государств, вызывает потребность в органическом единстве внутренней и внешней политики. Международная жизнь оказывает непосредственное влияние на внутриполитические процессы. Удельный вес внешних факторов в принятии решений на национальном уровне, который и сейчас является существенной величиной, скорее всего, будет увеличиваться.
Интернационализация политики проявляется также в международно-политической активности регионов и других субъектов федеративных государств, устанавливающих связи с приграничными регионами соседних государств, а иногда и с иностранными государствами в целом. Внутригосударственные регионы стали значимым фактором европейского строительства, что привело к появлению такого понятия, как «Европа регионов».
С первой тенденцией связана вторая глобальная тенденция — демократизация как внутриполитических отношений, так и международной жизни. С окончанием холодной войны гуманитарные проблемы, вопросы соблюдения прав человека вышли за рамки исключительной компетенции отдельных государств, приобрели международное измерение. Благодаря постиндустриальной революции расширился доступ населения к информации по вопросам принятия решений, качества жизни и т. д. В результате разработка и реализация внешней политики перестают быть уделом исключительно специальных государственных ведомств, а становятся достоянием совокупности разнообразных институтов — как правительственных, так и «независимых», как политического, так и неполитического характера. Внешняя политика все в большей степени отражает доминирующие в обществе настроения.
Продвижение к демократии в гетерогенном глобальном пространстве не может быть простым и быстрым. Под влиянием новых реалий нередко дают сбои исторически сложившиеся формы либеральной демократии в странах с давними демократическими традициями. Активное, а чаще пассивное противодействие демократизации оказывают обскурантистские силы и традиционные институты в развивающихся странах. Препятствием для демократизации являются авторитарные тенденции в политике ряда государств.
Третья глобальная политическая тенденция во многом обусловлена второй. Это расширение состава и увеличивающееся многообразие политических акторов. Количественный рост числа государств — членов мирового сообщества сопровождается иерархизацией отношений между ними. Если в идеологическом плане структура межгосударственной системы становится все более однородной по сравнению с периодом холодной войны, то в плане социально-экономическом и военно-политическом прогрессирует разрыв в уровнях развития государств Севера и Юга. В результате распада СССР и мировой системы социализма увеличилось число государств, по своим объективным показателям тяготеющих к бедному Югу.
Наряду с государствами в мировой политике активно участвуют многочисленные «акторы вис суверенитета» (партии, организации, движения, региональные администрации, транснациональные корпорации и т. д.), воздействующие на принятие решений и способные оказывать непосредственное влияние па ход событий.
Четвертая тенденция — размывание государственного суверенитета вследствие все большей прозрачности межгосударственных границ, стирания ранее существовавших жестких барьеров между внутренней и внешней политикой, выхода регионов на международный уровень, активизации правительственных и неправительственных организаций и институтов. Влияние вышеназванных факторов разрушает Вестфальскую модель мира (1648-1650), согласно которой государство должно было обладать властными полномочиями во внутренней политике и являться фактически единственным субъектом международных отношений.
Эрозия государственно-центристской модели мира, заложенной в середине XVII в. (1648-1650), необходимость считаться, с одной стороны, с международными правительственными и неправительственными организациями и институтами, с другой — с собственными регионами болезненно воспринимается государством, остающимся главным актором мировой политики. В меняющихся условиях перед ним открываются два пути:
1) совместно с акторами, ориентированными па сотрудничество с государством, выстраивать новую модель мира;
2) попытаться сохранить властные полномочия в прежнем объеме, ограничивая других акторов.
Адаптация государства к повой обстановке протекает сложно и противоречиво, сочетая элементы обоих путей.
Пятая глобальная тенденция — формирующаяся многополярность, которая придет па смену существующей моноцентричности с Соединенными Штатами в качестве лидера современного мира. Уже в настоящее время преобладающее военно-политическое и экономическое влияние США па мировые дела в известной степени ограничивают наиболее развитые страны, среди которых и Россия. Мопоцентрическая модель международных отношений будет подтачиваться экономическим соперничеством в треугольнике США—Европейский Союз—Япония. Реальные шансы обрести статус сверхдержавы и стать потенциальным конкурентом США в соперничестве за мировое лидерство имеет Китай.
Процесс становления многополярного мира будет продолжительным и сложным. Долговременным явлением станет конфликт двух тенденций — формирования многополярности и стремления Соединенных Штатов сохранить одпополярную систему международных отношений. В результате взаимодействие между «центрами силы» будет характеризоваться сочетанием партнерства и соперничества. При этом переход к многополярному миру ограничит возможности проведения какой-либо державой гегемонистской политики.
Мироустройство, опирающееся па взаимодействие нескольких «центров силы», видимо, будет менее устойчиво, чем однополюсное или двухполюсное. Логика этого явления состоит в следующем: чем большее число элементов образуют систему, тем сложнее установить и поддерживать равновесие между ними. Не случайно одной из причин обеих мировых воин явилось нарушение баланса во взаимоотношениях великих держав того времени.
Шестая глобальная политическая тенденция проявляется в усиливающемся воздействии на мировое развитие, включая и международные отношения, комплекса глобальных проблем. Эти проблемы можно подразделить на следующие основные группы:
- проблемы преимущественно социально-политического характера: преодоление терроризма и вызывающих его причин; предотвращение распространения оружия массового уничтожения (ОМУ); урегулирование и разрешение межгосударственных конфликтов; профилактика и урегулирование межэтнических и межконфессиональных конфликтов; обеспечение международной безопасности; переход от культуры насилия к культуре ненасилия и мира;
- проблемы преимущественно социально-экономического характера: преодоление слаборазвитое и связанных с пей нищеты и культурной отсталости; обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта; попек путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана; принятие мер по борьбе с наркобизнесом;
- проблемы человека: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидация голода, эпидемических заболеваний; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства и результатов собственной деятельности; обеспечение экологической безопасности.
Глобальные проблемы разрешимы лишь благодаря объединению интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов всего человечества, впервые в истории начинающего осознавать свою родовую сущность, приоритетность общечеловеческих интересов и ценностей. Этот процесс оказывает влияние па сферу международных отношений, па разработку и реализацию внешней политики. Он сопровождается переоценкой ценностей, переосмыслением сущности и критериев общественного прогресса. Перспективы человечества во многом зависят от нахождения акторами мировой политики баланса собственных и общепланетарных интересов.
Теоретические школы в исследовании мировой политики
Теоретическое осмысление мировой политики имеет длительную историю. С течением времени концептуальные подходы постоянно развивались и изменялись, оказывая при этом значительное влияние друг па друга.
К числу первых попыток объяснения взаимоотношений между государствами можно отнести «Историю Пелопонесской войны» Фукидида (V в. до п. э.), размышления Цицерона о «справедливых войнах» против вторгающихся врагов (I в. до и. э.), многочисленные хроники действий различных правителей и т. д. На протяжении столетий видное место в политической мысли занимали вопросы войны и мира как способов изменения баланса сил, создания нового мирового порядка.
В XX—начале XXI в. при всем многообразии конкурирующих школ и направлений в изучении мировой политики просматриваются три базовых мировоззренческих и методологических подхода — идеалистический, реалистический и марксистский. Эти подходы эволюционировали, приобретая различные концептуальные формы, которые, по мысли их создателей, призваны соответствовать трансформации объекта анализа.
Возникновение теоретической школы политического идеализма явилось реакцией части ученых и политиков па беспрецедентные по масштабам социальные бедствия, вызванные Первой мировой войной. Они стремились ограничить силовое соперничество государств, создать демократический миропорядок, который был бы способен утвердить мир и обеспечить процветание человечества.
Наиболее известные представители политического идеализма — Дж. Дикипсон, А. Зиммерн, Ф. Ноэль-Бейкер, а интеллектуальный лидер — профессор и президент США Вудро Вильсон, сформулировавший в 1918 г. 14 пунктов послевоенного урегулирования. В частности, им были продекларированы такие принципы, как отказ от тайной дипломатии; моральность внешнеполитической деятельности и дипломатии; сокращение вооружений до минимума, обеспечивающего национальную безопасность; создание международного органа под названием «Лига Наций», который гарантировал бы политическую независимость и территориальную целостность государств.
Идеализм во внешней политике исходил из оптимистических представлений о природе человека и формируемых им сообществ. По мнению идеалистов, определяющее влияние на социальное бытие людей оказывают такие их качества, как разумность, стремление к благу и справедливости, заинтересованность в мирном общежитии. Поэтому в международных отношениях должны доминировать не конфликты и войны, не противоборство национальных интересов, а сотрудничество и интеграция, возрастающая взаимозависимость мира.
Идеалисты рассматривали мировую политику в рамках правовых и этических категорий, разрабатывали нормативные модели международных отношений, в реализации которых значительную роль играло бы свободно выражаемое общественное мнение, выступающее против войн и вызываемых ими социальных бедствий. Для их убеждений было характерно неприятие силовых средств в качестве важнейшего регулятора международных отношений. Предпочтение отдавалось системе и институтам международного права.
Вместо баланса сил идеалисты предлагали иной механизм регулирования международных отношений — коллективную безопасность. Эта идея основывалась па том соображении, что все государства имеют общую цель — мир и безопасность, а нестабильность силового баланса и войны наносят огромный урон народам.
Идеализм был особенно популярен в межвоенный период, проявив себя в попытках обеспечить мир путем создания международных институтов, прежде всего Лиги Наций. Эта организация олицетворяла тягу пародов к миру и безопасности, по не смогла предотвратить пи агрессию Италии против Эфиопии, ни советско-финскую войну, а с началом Второй мировой войны прекратила свое существование.
Школа политического реализма по своим позициям противоположна политическому идеализму и во многом возникла как критика моралистического видения мировой политики, игнорирующего реалии силового соперничества государств. Она продолжает интеллектуальные традиции, заложенные Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, К. фон Клаузевицем. Значительный вклад в развитие этих традиций внесли английский историк Э. Карр, американские политологи Г. Моргептау,
Дж. Герц, Р. Осгуд, Т. Шеллинг, французский ученый Р. Ароп. Основные идеи политического реализма разработаны в исследовании признанного главы школы Г. Моргептау «Политика среди наций», впервые опубликованном в 1948 г.
Исходный постулат реализма — «международная политика, как и любая другая политика, является борьбой за власть» (Г. Моргептау). Поскольку только государства обладают достаточными ресурсами для этой борьбы, именно они и являются основными акторами па международной арене. Взаимодействие государств осуществляется па основе национальных интересов и баланса сил.
Национальные интересы рассматривались реалистами как объективное явление, определяемое такими факторами, как традиции, неизменная природа человека, географическая среда и т. д. Г. Моргептау критиковал создателей геополитики X. Маккипдера и К. Хаусхофера за абсолютизацию роли географического фактора в определении силы государства, а тем самым и судьбы нации. Сотрудничество государств — результат совпадения их национальных интересов, противостояние — следствие различия этих интересов.
Классики реализма отмечали комплексность понятия «сила», включающего помимо военного компонента экономический, политический, морально-идеологический и пр. По мере интенсификации холодной войны внимание реалистов все больше концентрировалось на военной составляющей международных отношений.
Оптимальной политикой реалисты считали рациональную политику, способную увеличивать выгоды государства и минимизировать риск при их получении. Высшие добродетели правительств они видели в благоразумии и способности учитывать последствия предпринимаемых действий.
С этих позиций Г. Моргептау активно оппонировал ученым и политикам, доказывавшим возможность победы Соединенных Штатов в ядерной войне и последующего восстановления в стране нормальных условий жизни. Оценивая их доводы как фантастические, он высказывал опасения по поводу того, что оценка ядерного оружия как всего лишь еще одного вида оружия может привести к иррациональной политике, повышающей опасность ядерной войны,
Базовые идеи реализма развивали известные политические деятели и ученые Дж. Кен пан, Г. Киссинджер, 3. Бжезинский и др. Международная политика понималась ими как поле борьбы суверенных государств за достижение своих главных целей — обеспечение безопасности; удовлетворение требований наиболее влиятельных слоев населения; повышение авторитета страны. В качестве самого эффективного средства сохранения мира рассматривалось создание баланса сил, который являлся бы сдерживающим фактором в условиях жесткой конкуренции государств. Логика такого взаимодействия предполагает создание коалиций, блоков и союзов, способствующих умножению силы государств для решения стоящих перед ними задач.
Концептуально ключевое положение политического реализма об обеспечении государством благоприятных внешних условий путем создания необходимого баланса сил основывается па трактовке Т. Гоббсом международных отношений как враждебной, анархической среды, вынуждающей государства для отражения угрозы нападения поддерживать сопоставимый с соперниками силовой потенциал.
Реалисты исходят из того, что во имя защиты своих интересов государства должны идти па компромиссы, сдерживать свое и чужое стремление к господству. Следует однако избегать компромиссов в сфере жизненных интересов государств, способных ослабить их мощь.
По мнению реалистов, государства не должны рассматривать морально-политические соображения и даже правовые нормы как факторы, ограничивающие их суверенитет. При этом признается изначальная оправданность любых средств достижения целей — убеждения, силы, шантажа и т. д., если они умножают могущество государства п способствуют решению стоящих перед ним задач.
Политический реализм занимал господствующее место в теоретической мысли периода холодной войны, когда в исследованиях акцентировались проблемы соперничества государств, особенно сверхдержав — США и СССР Представители этого направления оказывали существенное влияние па политику ведущих стран Запада.
В связи с выявившимися уже в 1950-1970-е гг. трудностями в объяснении интеграционных тенденций (особенно па европейском континенте) возникла потребность в модернизации политического реализма. Сформировавшийся к концу 1970-х гг. неореализм, или структурный реализм, при сохранении ключевых постулатов реализма, особенно о ведущей роли национального интереса, ввел в исследование мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе, благоприятствующем или 01рапичивающем государство в реализации его национальных интересов. Основатель неореализма К. Уолте в работе «Теория международных политик» (1979) исследовал механизмы воздействия глобальной системы международных отношений па поведение государств и баланс сил.
Неореализм отражал тот факт, что в рамках биполярной системы международных отношений логике противоборства сверхдержав подчинялись все остальные государства. Эта логика определялась гонкой вооружений, разделом мира па сферы влияния, блоковой дисциплиной, устрашением и сдерживанием противника. Однако с крахом биполярпости и окончанием холодной войны позиции неореализма оказались существенно ослабленными вследствие резкого расширения численности и роста влияния нетрадиционных политических акторов, прогрессирующей транспарентности границ, возникновения конфликтов нового поколения, снижения роли международной системы в обеспечении безопасности.
В рамках реалистической парадигмы не находят объяснения разнообразные трансграничные политические и социокультурные процессы. Исследователи констатируют, что многие нормы и ценности, которыми руководствуется государство, не вписываются в постулат реализма о национальном интересе как доминирующем факторе мировой политики. Этот постулат нередко оценивается как упрощенный. В последние десятилетия международно-политической наукой изучается влияние па мировую политику норм поведения и ценностных установок, межсубъектных взаимодействий, культуры, роли личности и других социальных феноменов.
Для последних десятилетий, особенно с окончанием холодной войны, наиболее характерна и значима дискуссия о роли и месте национальных государств в мировой политике. Одни ученые — государственники — отстаивают приоритет государства как наиболее влиятельного актора мировой политики, полемизируют с тезисом об упадке Вестфальской системы. Другие, так называемые глобалисты, наоборот, полагают, что интеграционные процессы ведут к девальвации роли государства в международных отношениях, росту влияния межгосударственных и неправительственных организаций, усилению взаимозависимости всех субъектов мировой политики и в конечном счете — к формированию глобального самоуправляющегося сообщества, функционирующего по единым правилам и регулируемого едиными законами. Они апеллируют к таким реалиям, как все большая проницаемость границ для людей и капиталов, стирание прежних жестких различий между внутренней и внешней политикой, выход регионов па международный уровень.
Глобалистский подход к международным отношениям основывается па идеях неолиберализма, сформировавшихся в процессе адаптации либерализма к новым условиям глобализации. Неолиберализм исходит из того, что анализировать поведение государств следует с учетом не только национальных интересов, по и их участил в деятельности межгосударственных институтов, гармонизирующих международные отношения и влияющих на поведение самих государств. При этом особое внимание неолиберализм уделяет роли хозяйственного взаимодействия в мировом развитии. Универсальность демократии рассматривается неолибераламп как важнейший фактор преодоления противоречий между государствами.
Взгляды глобалистов отражены в теории комплексной взаимозависимости, разработанной на основе неолиберальных принципов Р. Кеохэйпом и Дж. Наем в исследованиях «Транспационализм в мировой политике» (1971) и «Мощь и взаимозависимость. Мировые политики в переходе» (1977). Согласно этой теории фактор силы утрачивает решающее воздействие па международные отношения. Более эффективными средствами влияния становятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными акторами, открывающей перспективу упорядочения международной среды.
Государственниками и глобалистами констатируется противоречивое положение национального государства в условиях глобализации. Несмотря на переживаемые кризисные явления, эрозию суверенитет,) и ослабление ряда функций, государство еще длительное время будет оставаться главным субъектом мировой политики. Растет число суверенных государств и создаваемых ими межгосударственных организаций. Наиболее значимые для мира решения принимаются на уровне межгосударственных структур — «восьмерки», ЕС, НАТО. Сохраняются и межгосударственные границы.
Однако но мере усиления интеграционных тенденций в мировом сообществе государственный суверенитет, а вместе с ним и государственно-центристская Вестфальская модель мира, очевидно, будут размываться. В связи с этим представляется, что в споре государственников и глобалистов последние адекватнее отражают глубинные процессы становления повой политической структуры мира.
В отличие от теоретических школ политического реализма и идеализма приверженцы марксистской парадигмы в теории международных отношений считают, что эти отношения носят прежде всего эксплуататорский характер и должны быть преобразованы па основе норм нравственности и справедливости. Приоритет, который сторон пики различных версий марксизма отдают экономическим аспектам международных процессов, сближает их взгляды с неолиберальной теорией комплексной взаимозависимости.
Ленинизм как радикальная версия марксизма исходил из идеи о разновременности перехода различных стран к социализму и неизбежности длительного периода соперничества двух мировых систем, которое может принимать характер военных столкновений. По мысли В.И. Ленина, достижения и опыт социализма в экономической, социальной и культурной сферах, проводимая им политика мирного сосуществования стимулируют всемирный процесс становления коммунистической цивилизации.
В методологическом плане позиция В.И. Ленина по проблеме мирного сосуществования базировалась на формационном подходе к истории с характерным для пего упрощенным представлением об однолинейности процесса смены общественных формаций как результата взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Вплоть до второй половины 1980-х гг. этот подход при всех модификациях оставался доминантой советской внешней политики.
Заметный вклад в исследование международных отношений второй половины XX в. внес неомарксизм, распространившийся в 1950-1960-е гг. в значительной степени под влиянием разочарования в опыте «реального социализма». В работах неомарксистов ключевым элементом международной системы (согласно их терминологии «миросистемы») выступают отношения собственности.
Наиболее известные представители этого направления И. Вал-лерстайн, А. Франк, С. Амин разрабатывают проблематику экономического неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения, прежде всего «богатый Север — бедный Юг». Расслоение мирового сообщества па три части — процветающий центр («ядро»), архаичную периферию и полупериферию - служит, по их мнению, главной причиной нестабильности в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит прежде всего от готовности и способности пародов периферии консолидировать свои усилия для борьбы против монополии центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Основные идеи неомарксизма изложены в работе И. Валлерстайиа «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», опубликованной в 2001 г. в России.
В связи с распадом биполярной системы и происшедшими коренными изменениями в расстановке сил на мировой арене возникла объективная потребность в корректировке международно-политической теории, Объектом наиболее радикального пересмотра стал неореалиям, занимавший господствующее положение в изучении проблем становления и развития биполярной системы.
С начала 1990-х гг. в рамках неореализма возникают новые, компромиссные по отношению к либерализму концепции. Одна из наиболее известных — выдвинутая С. Хантингтоном концепция «столкновения цивилизаций». В соответствии с ней государствам как главным акторам мировой политики приходят па смену цивилизации — культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но особенно религией. По мнению С. Хантингтона взаимоотношения цивилизаций также будут конфликтными, поскольку в их основе лежат ценности и убеждения, примирить которые будет гораздо сложнее, чем национальные интересы государств. Он считает, что соперничество цивилизаций за доминирование в мире, обладание ресурсами (военными, экономическими, институциональными) явится движущей силой мировой политики, а линии разделяющих цивилизации границ станут зонами региональных конфликтов. Очевидно, что в новой версии реализма акцент переносится с анализа межгосударственных отношений на факторы социокультурного характера.
На базе критики неореализма новый импульс получили либеральные школы и направления. «Либеральный интернационализм», представленный М. Гальпериным, Дж. Муравчиком, Б. Рассетом и др., видит главную задачу США и стран Запада во всемерном содействии распространению демократических ценностей и рыночной экономики в глобальном масштабе. Согласно выдвинутой Ф. Фукуямой концепции «конца истории», провозглашающей наступившее торжество демократии западного образца, доминантой мировой политики становится демократическая внешнеполитическая ориентация государств. В отличие от большинства неолиберальных авторов, придающих наряду с демократическими ценностями первостепенное значение экономическому компоненту внешней политики государств, Ф. Фукуяма исходит из абсолютной приоритетности идеологического аспекта.
В контексте формирующегося миропорядка одной из наиболее дискуссионных проблем международно-политической теории и международного права стало то обстоятельство, что принципы нерушимости государственных границ и обеспечения прав человека нередко вступают в противоречие. Из этого противоречия исходит концепция «гуманитарного вмешательства», согласно которой для защиты нрав и свобод человека возможно использование принудительных мер против недемократических режимов, включая вооруженные интервенции и глобальные экономические санкции.
По мнению сторонников концепции «гуманитарного вмешательства» (Л. Экскурси, Л. Риннер, Г. Саламе и др.), для обеспечения приоритета прав человека международные институты, и прежде всего Совет Безопасности ООН, должны выработать нормы, определяющие условия и способы осуществления вмешательства, т. е. пределы государственного суверенитета. С их точки зрения, Совету Безопасности надлежит рассматривать каждый конкретный случай массового нарушения прав человека и санкционировать гуманитарное вмешательство. Если по каким-либо причинам (бюрократического, процедурного или принципиального характера) такие решения не будут приниматься, ответственность за гуманитарное вмешательство могут взять па себя страны Запада, располагающие для этого необходимыми военными механизмами. Концепция «силового гуманитарного вмешательства» была реализована странами Запада в Косово.
В целом можно утверждать, что концепция «гуманитарного вмешательства» является результатом синтеза элементов противоположных до недавнего времени направлений международно-политической теории — реализма (с его акцентом на силу и проблемы безопасности) и идеализма (с его акцептом на этические основания политики).
Заключение
В теоретических дискуссиях но проблемам мировой политики рубежа XX-XXI вв. произошло определенное сближение позиций различных школ и направлений. При всем многообразии подходов большинство исследователей независимо от принадлежности к той или иной школе разделяют следующие положения: несмотря на усиливающуюся анархичность мировой политики, существуют возможности ее регулирования; растет число участников международного взаимодействия, но государство, частично утратив суверенитет, остается главным актором мировой политики; проблемы и вызовы современного мира носят глобальный характер и не могут быть разрешены усилиями одной страны или группы стран.
Мусиенко Т.В., доктор политических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин____________________________________________
(ФИО, уч. степень, уч. звание, должность автора-составителя)
Профессор
кафедры гуманитарных дисциплин ______________ Т.В.Мусиенко
(подпись)