Исследование исторической эволюции гражданства в Великобритании
Социальные классы и природа классовых конфликтов
Маршалл попытался систематически определить природу «социального класса».
Он отвергает чисто объективные и чисто субъективные теории класса.
Объективные теории: определяют класс по автоматически заданным признакам:
— доход;
— собственность;
— образование;
— род занятий.
У отдельных лиц внутри того или иного класса эти параметры различаются. — Поэтому через них класс определить невозможно.
Субъективные теории: отталкиваются от факта самоопределения индивида. — Но совершенно ясно, что классовая принадлежность индивида не создается просто волевым усилием и личным решением.
Социальный класс имеет как объективные, так и субъективные аспекты. — Класс существует там, где:
(1) есть иерархическая социальная стратификация;
(2) эта стратификация получает социальное признание; и
(3) эта стратификация обладает относительным постоянством.
Объективность класса выражается в социальных отношениях, которые он производит.
Субъективность — в базовой потребности во взаимном осознанном признании.
Признание: не просто признание чего-то уже существующего, но и активное наделение статусом. — Признание не просто фиксирует социальные классы, но и создает их. — Когда человека признают принадлежащим к определенному классу, он получает доступ к соответствующим возможностям (экономическим, социальным и прочим); иначе говоря, признание имеет объективные следствия (социальные отношения).
Социальный класс (если его условно рассматривать как группу) — не группа лиц с определенными внутренними и/или внешними атрибутами, а группа лиц со схожими социальными шансами.
Между тем: это не группа. — Маршалл категорически против реификации класса.
Социальный класс — скорее не группа, а социальная сила.
Он может быть действенным фактором, определяющим поведение и социальные отношения в обществе, там, где отсутствуют четко обозначенные классовые группы, т.е. где иерархические слои не отделены друг от друга ясными и определенными границами.
Это единый, пронизывающий все общество принцип, создающий единую схему размещения для всех его элементов. — Если общество дифференцированное и состоит из множества сообществ, то это единый принцип, применяющийся к разным сообществам (сложные классовые структуры). — В чем состоит этот принцип? — Это единый для общества стандарт более высокого или более низкого положения, определяющий для каждого лица его отношения с другими и доступ к возможностям. — Если бы лица, схожие с точки зрения отношений с другими и доступа к возможностям, встретились, они могли бы образовать группу. — Однако в типичном случае социальный класс существует не в форме группы, а в форме сходства установок.
Принцип, создающий различия между более или менее выраженными классами, действует также внутри классов, создавая более тонкие социальные расслоения.
Вследствие этого класс не является гомогенной совокупностью единиц: он внутренне неоднороден. — Маршалл предлагает перенести внимание на эти внутренние различия.
В силу этих различий солидарность класса — не исходный факт, а продукт сравнения с другими классами.
Это сравнение интенсифицируется в условиях классового конфликта.
(См. статью «Природа классового конфликта», 1938)
Классовый конфликт имеет место тогда, когда некоторый общий интерес объединяет смежные социальные слои (уровни) в противоположность более отдаленным социальным слоям (уровням).
Это объединение имеет аффективную поддержку: ресентимент против неравенства.
Ресентимент развивается на базе трех социальных процессов:
(1) сравнение: создает социальные слои и их обособление, формируя установки, стимулирующие и усугубляющие конфликт;
(2) фрустрация: возникает при осознании неравенства возможностей и возлагает ответственность за несправедливость на верхние классовые слои;
(3) подавление: (в условиях образования противостоящих партий) происходит идентификация группы лиц, против которой можно вести борьбу: разжигает конфликт между сторонами, вовлеченными в неравное сотрудничество.
Капиталистической демократии свойственно хроническое состояние несогласия между классами относительно условий сотрудничества. — Рыночная динамика постоянно создает почву для новых сравнений и обид (ресентиментов).
Джек Барбалет в книге «Эмоция, социальная теория и социальная структура» (1998)
предлагает развитие идей Маршалла:
(1) ресентимент затрагивает все классовые слои (не только низшие, но и высшие); эскалацию взаимной враждебности между классами подпитывает взаимная интенсификация чувств противостоящих классов;
(2) взаимный ресентимент может возникать не только в отношениях между классами, но и внутри классов — между разными прослойками;
(3) такие внутриклассовые конфликты, подпитываемые ресентиментом, могут возникать в современном обществе постоянно — в рамках деловых циклов, изменяющих рыночную ценность разных товаров и услуг и, соответственно, взаимное расположение индивидов и групп в стратификационной иерархии.
(«Гражданство и социальный класс», 1949)
Гражданство = статус полного членства в (национально-государственном) сообществе.
Т.Х. Маршалл: «Гражданство — это статус, присуждаемый полноправным членам сообщества. Все, кто обладает этим статусом, являются равными в отношении прав и обязанностей, которыми наделен этот статус».
Гражданство имеет свою историю: Маршалл попытался показать ее на примере Великобритании и разработал для этого простую аналитическую схему.
Гражданство делится на три элемента:
(1) гражданский (civil): права, необходимые для индивидуальной свободы: равенство перед законом, свобода личности, свобода слова, мысли и вероисповедания, право владеть и распоряжаться собственностью и заключать договоры, право на правосудие;
(2) политический: право участвовать в осуществлении политической власти: (более конкретно) право избирать и избираться в органы, наделенные политической властью;
(3) социальный: сюда входит целый спектр прав — от права на минимум экономического и социального благосостояния до общего «права иметь полноценную долю в социальном наследии и жить жизнью цивилизованного существа в соответствии с преобладающими в обществе стандартами».
Каждый аспект гражданства связан с соответствующими институтами:
¨ гражданский — с судебными институтами;
¨ политический — с парламентом и органами местного самоуправления;
¨ социальный — с системой образования и социальными службами.
Развитие гражданства неотделимо от развития этих институтов.
Первоначально: в условиях нераздельной слитности социальных институтов: все права и обязанности вытекали из статуса членства в локальном сообществе и были соединены в единый клубок.
Развитие гражданства начинается с развитием территориальных национальных сообществ и отделением общенациональных структур от локальных. — Вместе с этим происходила дифференциация институтов.
Поскольку институты, соответствующие разным типам прав, отделяются друг от друга, три указанных аспекта гражданства развиваются в значительной мере независимо друг от друга, и пути их развития, разошедшиеся в Англии еще в XII веке, вновь сходятся лишь в середине ХХ века.
Развитие каждого аспекта гражданства Маршалл связывает с особым периодом исторического развития Англии (условно и приблизительно):
¨ гражданские права — XVIII век;
¨ политические права — XIX век;
¨ социальные права — ХХ век.
Исторически статус гражданства, сформировавшись как статус свободы, все более обогащается разного рода правами.
Вектор развития гражданства: движение к большему социальному равенству.
Например: основные вехи развития гражданских прав:
§ XII век: учреждение королевского правосудия: королевский суд опирался в своей работе не на местные обычаи, а на обычно право;
§ XVIII век: утверждение безличного верховенства закона;
§ XVIII век: закрепилось право на труд (основополагающее гражданское право в экономической сфере) — право человека выбирать родя занятий и место работы, ограниченное только законными требованиями к предварительной профессиональной подготовке:
- упразднение елизаветинского статута о ремесленниках, не допускавшего определенные социальные классы к определенным родам занятий;
- аннулирование местных установлений, резервирующих рабочие места в городе за его членами.
Новая установка: ограничение права гражданина на труд — преступление против свободы субъекта и угроза процветанию нации.
Решение суда по одной из тяжб (1705): «Все люди вольны жить в Винчестере, и как можно ограничивать их в пользовании законными средствами для проживания здесь? Такой обычай ущемляет право человека и вреден для общества».
((Сравнить: современную Россию. — «Феодализм»?))
§ утверждение принципа индивидуальной экономической свободы, произошедшее к началу XIX века, окончательно упразднило холопский статус виллана: на смену холопскому труду пришел свободный труд по договору;
§ XIX век: продолжение развития гражданских прав: в направлении устранения барьера между наличием формального права и возможностью реально им пользоваться: (в судебной системе) развитие механизмов, обеспечивающих доступ к правосудию каждому, независимо от его дохода.
Аналогичный анализ проводится в отношении политических и социальных прав.