ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ


Танкотехническое обеспечение в ходе ночного наступления

Танкотехническое обеспечение при подготовке к наступлению ночью

Танкотехническое обеспечение при ведении наступления ночью

Танкотехническое обеспечение в ходе наступления зимой

Танкотехническое обеспечение при подготовке к наступлению зимой.

Танкотехническое обеспечение при ведении наступления зимой

Танкотехническое обеспечение в ходе наступления в горах

Танкотехническое обеспечение при подготовке к наступлению в горах

Танкотехническое обеспечение в горах

Восполнение расхода и потерь военно-технического имущества

Обеспечение имуществом в ходе боя осуществляется за счет запасов, созданных в период подготовки к наступлению. Подвоз израсходованных или недостающих запасных частей, узлов и агрегатов осуществляется средствами старшего начальника по заявке заместителя командира батальона по вооружению или автотранспортом батальона. Обычно пополнение имуществом производится в промежутках боевых действий, при выводе батальона во второй эшелон (резерв).

Восполнение расхода и потерь бронетанкового имущества в ходе наступле­ния осуществляется, как правило, по завершении выполнения боевой зада­чи, поставленной соединению на сутки наступления, а при значи­тельных его потерях и в ходе боевых действий. Запасы бронетанкового имущества в соединении (подразделениях) обычно пополняются до норм войсковых запасов.

Не следует забывать и такой важный источник обеспечения военно- техническим имуществом, как использование годных деталей и узлов с машин безвозвратных потерь.

Второй учебный вопрос: Управление ТТО в ходе боя. Порядок работы пункта технического наблюдения и ремонтно-эвакуационной группы батальона

Управление танкотехническим обеспечением включает:

¾ Непрерывное добывание, сбор, обработку, изучение, обобщение, анализ, оценку и отображение данных тактической, танкотехнической и тыловой обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке боевых действий, в ходе их ведения и после выполнения боевой задачи;

¾ Принятие решений по ТТО;

¾ Доведение задач по ТТО до подчиненных;

¾ Планирование ТТО;

¾ Организация и поддержания взаимодействия;

¾ Руководство и подготовка органов управления, сил и средств ТТО к бою;

¾ Организация и осуществление контроля и помощи подразделениям и подчиненным органам ТТО;

¾ Непосредственное руководство ТТО при выполнении боевых задач и другие мероприятия.

ЗКВ батальона (роты) в ходе боя лично ведут техническую разведку, управляют силами и средствами ТТО, оказывают помощь экипажам в устранении неисправностей и вытаскиванию застрявших машин, осуществляют передачу невосстанавливаемых в подразделениях БТВиТ, организуют техническое обслуживание, обеспечивают БТИ и решают другие задачи, связанные с выполнением ими своих обязанностей. ЗКВ батальона обеспечивают постоянную связь с КБ, старшими начальниками, подчиненными и приданными силами и органами ТТО, ремонтно-эвакуационными (ремонтными, эвакуационными) группами, группами технической разведки соединения и средствами ТТО. В ходе боя он постоянно докладывает КБ и ЗКВ соединения о количестве, местонахождении вышедших из строя БТВиТ и мерах принятых для их восстановления.

Управление ТТО батальона в бою осуществляется с командно-наблюдательного пункта и пункта технического наблюдения (ПТН).

ПТН по решению командиров подразделений выделяются необходимые средства передвижения, а также личный состав из инженерных подразделений, связи и РХБЗ. Как правило, работу ПТН возглавляет ЗКВ батальона, вместе с ним на ПТН могут находиться заместители командиров рот по вооружению, 1-2 ремонтника из отделения технического обслуживания или приданных ремонтных средств, сапер, химик-дозиметрист, связист. В состав ПТН могут включаться санитары.

Средством передвижения ПТН является БМП (БТР) или другая бронированная машина, оснащенная средствами связи.

Ремонтно-эвакуационные группы (РЭГ) создаются в подразделениях, предназначенных для действий в первом эшелоне на направлении главного с: удара, а также на отдельных самостоятельных направлениях. В состав РЭГ (РемГ) обычно включаются силы и средства технического обеспечения батальонов, но при необходимости могут выделяться ремонтные средства подразделений старшего начальника, кроме того, включаются тягачи. В I общем случае, состав РЭГ батальона может быть следующим: отделение технического обслуживания (ОТО) с МТО-80, автомобиль с запасными частями и материалами - УРАЛ-4320; танковый тягач, на платформе которого обычно размещаются крупногабаритные запасные части - БРЭМ-1, БРЭМ-2).

Ремонтно - эвакуационные (ремонтные) группы бригады создаются, как правило, для восстановления вооружения и техники батальонов первого эшелона, действующих на направлении главного удара бригады на отдельном направлении, а также в авангарде (передовом, обходящем или рейдовом отрядах).

К установленному времени все созданные группы выдвигаются в назначенные районы. При подготовке наступления с выдвижением из глубины они заблаговременно прибывают к батальонам, за которыми должны выдвигаться и действовать в ходе наступления.

При подготовке к наступлению из положения непосредственного соприкосновения с противником тягачи бригады, в том числе входящие в состав ремонтно - эвакуационных групп бригады размeщаются непосредственно за батальонами первого эшелона, остальные средства ремонтно - эвакуационных групп (ремонтные группы), а также группы технической разведки бригады на уровне или непосредственно за батальонами второго эшелона.

Для эвакуации вооружения и техники назначается и по возможности готовиться путь эвакуации.

В состав РЭГ обычно включаются те же средства, которые входили в замыкание колонн батальона. Начальником РЭГ назначается командир взвода технического обслуживания или отделения технического обслуживания батальона.

Перед началом боя РЭГ располагается на направлении главного удара, где будет действовать наибольшее количество танков, БМП, БТР на удалении зрительной связи от ПТН батальона. При этом не обязательно весь состав РЭГ сосредоточивать в одном месте. Танковый тягач, в меньшей степени подверженный воздействию огня противника, следует располагать в укрытии ближе к подразделениям, ведущим бой. Такое расположение тягачей позволит сократить время на эвакуацию поврежденных машин из под огня противника.

Автомобили, входящие в состав РЭГ, не имеющие броневой защиты, следует располагать на безопасном удалении в укрытиях. При необходимо стремиться сохранить зрительную связь с ПТН, которы располагается ближе к боевым порядкам вблизи КНП батальона.

Следовательно, основными задачами, которые выполняет РЭГ батальона в ходе наступления, могут быть: немедленная эвакуация повреждённых машин из-под огня противника в ближайшее укрытие, оказание технической помощи экипажам (расчетам, водителям) поврежденных машин, текущий ремонт их на месте выхода из строя или в укрытиях. На поле боя возможны частые застревания исправных машин. Если не будут приняты срочные меры по их вытаскиванию, противник быстро выведет их из строя. Застрявшие машины эвакуируются тягачом РЭГ батальона в первую очередь и направляются к своим подразделениям.

При определении продолжительности ремонта вышедших из строя вооружения и техники следует исходить из того, что время работы РЭГ на одном месте определяется условиями боевой обстановки, главным образом, темпом продвижения атакующих подразделений.

Важным условием при определении продолжительности работы является то, что в любом случае силы и средства, входящие в состав РЭГ, должны прибывать к своему батальону ко времени выполнения им дальнейшей боевой задачи, так как на следующем этапе боя батальон может получить новую задачу или может быть выведен во второй эшелон (резерв). Средства РЭГ при выводе батальона во второй эшелон потребуются для оказания помощи экипажам в устранении неисправностей и техническом обслуживании, а при преследовании отходящего противника - для работы в составе замыкания колон батальона.

Продолжительность работы РЭГ батальона должна уточняться в каждом конкретном случае в соответствии со складывающейся боевой обстановкой. Так, например, если батальону для выполнения боевой задачи может потребоваться 3-4 часа, то, очевидно, что время работы РЭГ на одном месте будет меньше. В начале боя можно ремонтировать машины, требующие более продолжительного текущего ремонта. По мере продвижения боевых подразделений вперед время на ремонт уменьшается. Если для окончания ремонта требуется задержаться у ремонтируемой машины дольше, чем определено задачами РЭГ, то в этом случае для окончания ремонта могут быть оставлены 1-2 ремонтника, а основной состав РЭГ продолжает перемещаться вслед за своими подразделениями.

С учетом этого продолжительность работы РЭГ может составить:

¾ Для ремонтных средств ремонтно-эвакуационных (ремонтных) групп подразделений - до 3 часов, отставание - до 8 км;

¾ Для ремонтных средств ремонтно-эвакуационно (ремонтной) групп соединения- до 5 часов, отставание - до 15 км;

По окончании ремонта одной машины средства РЭГ перемещаются к следующей и, таким образом, осуществляют последовательное восстановление вышедшей из строя вооружения и техники подразделений. С этой целью заместитель командира батальона по вооружению указывает начальнику РЭГ направление перемещения в ходе боя.

Для повышения производительности труда ремонтников и увеличения количества отремонтированных машин работу РЭГ целесообразно организовать на сосредоточенном ремонтном фонде.

Так как работы по текущему ремонту вооружения и техники могут быть выполнены силами экипажей под руководством специалистов- ремонтников, то наиболее целесообразно собирать поврежденные машины в группы по 2-3 единицы. Такая организация работ позволит сократить время на ремонт машин и увеличить тем самым число машин, восстанавливаемых батальонным звеном системы технического обеспечения.

Третий учебный вопрос: Особенности ТТО в наступлении в особых условиях

Сложность горного рельефа в значительной мере повышает напряженность эксплуатации вооружения и техники подразделений.

Наряду с увеличением времени на выполнение работ технического обслуживания вооружения и техники возрастает время на устранение неисправностей и поломок машин. Это обусловлено тем, что каменистый грунт, наличие валунов и осколков камней, большая тряска при движении вызывают быстрое ослабление крепления узлов, агрегатов, механизмов и деталей машин, нарушают их центровку и регулировку приводов управления, вызывают повышенный износ ходовой части.

Сброс или заклинивание гусениц, изгиб зубчатых венцов ведущих колес, разрыв резиновых бандажей опорных катков и поддерживающих роликов, повреждения амортизаторов, балансиров, торсионных валов, повышенный износ шин колесных БТР и автомобилей, прогиб днища и изгиб рамы, перегрев двигателей, течь жидкости из противооткатных устройств артиллерийских систем и гидроприводов стабилизаторов вооружения, отказы радиоэлектронной аппаратуры - вот далеко не полный перечень тех неисправностей, которые возникают при эксплуатации вооружения и техники в горах.

Опыт войск показывает, что в условиях среднегорья и высокогорья количество отказов и неисправностей увеличивается на 30—- 45% по сравнению с эксплуатацией машин на равнинной и слабопересеченной местности, что увеличивает потребность в привлечении сил и средств танкотехнического обеспечения для их устранения.

При действиях в горах чаще будут встречаться сложные застревания машин, что ведет к увеличению времени их эвакуации. Наличие крутых подъемов и спусков, снижение мощности двигателей тягачей вызывает необходимость привлечения для эвакуации поврежденного танка не менее двух танковых тягачей, что снижает количество эвакуированных машин за сутки боевых действий. Кроме того, часть тягачей будет задействована для обеспечения преодоления трудно-проходимых участков и дежурств на перевалах, в теснинах и дефиле. Неразвитость дорожной сети ограничивает выбор наиболее благоприятных путей для эвакуации поврежденных вооружения и техники к местам ремонта.

Эвакуация неисправных машин в горной местности даже по дорогам является очень трудной задачей, требующей большого опыта, находчивости и смелости, так как при преодолении крутых поворотов тягач с буксируемым танком (автомобилем) не всегда может развернуться и вписаться в поворот. Поэтому буксируемый танк (автомобиль) придется отцеплять и, маневрируя тягачом, осуществлять поворот в несколько приемов, при этом малейшие ошибки могут привести к потере управления, а иногда к авариям и даже катастрофам.

Рост числа отказов и неисправностей элементов машин по эксплуатационным причинам потребует повышенного количества запасных частей для их устранения. Следовательно, общие запасы бронетанкового имущества для обеспечения ремонта при ведении боевых действий в горах необходимо увеличивать. Трудности организации подвоза бронетанкового имущества обусловливают необходимость выделения запасных частей (прежде всего узлов, механизмов и деталей ходовой части) непосредственно в подразделения, а также в отделения технического обслуживания батальонов.

 

Успешное выполнение танковыми (мотострелковыми) подразделениями поставленных боевых задач в горной местности в значительной мере зависит от специальной подготовки личного состава подразделений, в том числе технической подготовки экипажей (расчетов, водителей) и тактико-специальной подготовки специалистов-ремонтников подразделений танкотехнического обеспечения.

Формы и содержание технической подготовки механиков-водителей (водителей) определяются их опытом эксплуатации и вождения машин в горах, а также наличием времени, предоставленного батальону (роте) на подготовку к бою.

Тематика занятий по технической подготовке и вождению должна включать вопросы по особенностям эксплуатации вооружения и техники в горах, в частности их технического обслуживания, правилам движения по горным дорогам преодолению склонов гор при отсутствии дорог, преодолению быстрых горных рек с каменистым дном и обрывистыми берегами и т. д.

Подготовка вооружения и техники складывается из всесторонней проверки всех агрегатов, узлов и механизмов (особенно тех, которые будут испытывать наибольшие нагрузки при движении в горах), выполнения работ очередного номерного технического обслуживания, а также выполнения ряда дополнительных мероприятий, повышающих надежность работы машин в данных условиях.

При контроле технического состояния боевых машин тщательно проверяют крепление двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части, вооружения, исправность контрольно-измерительных приборов. Особо тщательно проверяют исправность механизмов поворота, коробок передач и тормозов, соединения тяг управления и их надежность крепления и шплинтовки (стопорения). Неисправность любой из тяг управления, их обрыв при движении в горах может привести к аварии или катастрофе, в результате которых гибнут экипажи (расчеты, водители) и безвозвратно выходят из строя сами машины.

Для повышения надежной работы систем охлаждения не обходимо тщательно очистить поверхности водяных и масляных радиаторов от грязи и пыли, проверить на отсутствие течи все трубопроводы и их соединения. Для уменьшения расхода охлаждающей жидкости необходимо проверить и при необходимости отрегулировать паровоздушный клапан, а также отрегулировать привод, вентилятора. Это позволит сохранять нормальный тепловой режим двигателя, который в горной местности будет работать со значительной перегрузкой.

Кроме того, на всех гусеничных и колесных машинах нужно проверить наличие буксирных тросов и соединительных серег (коушей) и при необходимости доукомплектовать ими машины. Это обусловлено тем, что при остановке танка или автомобиля на серпантине или в дефиле во время выдвижения (совершения марша) и в ходе боя к нему не всегда могут подойти эвакотягачи. В таких случаях придется эвакуировать поврежденную технику впереди идущей машиной до ближайшего расширения дороги или участка местности, обеспечивающего подход эвакосредства.

 

При выдвижении на рубеж за колонной танкового (мотострелкового) батальона организуется замыкание, возглавляемое заместителем командира батальона по вооружению. При этом одной из основных задач батальонного замыкания является обеспечение беспрепятственного продвижения подразделений батальона по назначенному маршруту.

Следует отметить, что из-за неразвитости дорожной сети в горах танковый (мотострелковый) батальон будет двигаться по маршруту, который в ряде случаев недоступен автомобильному транспорту. В этом случае тыл батальона и машина МТО вместе с автомобилем для перевозки технического имущества будут передвигаться по маршруту движения колесных машин. Это создает дополнительные трудности в организации работы замыкания.

Опыт войск показывает, что вышедшие из строя вооружение и технику в ходе выдвижения целесообразно эвакуировать вперед по маршруту до первого места (участка), позволяющего отвести поврежденную машину с дороги, чтобы она не мешала прохождению колонны батальона и не снижала среднюю скорость ее движения. Так, если колонна танков в большинстве случаев может двигаться по горным дорогам со скоростью 15—- 18 км/ч, то буксирование поврежденного танка может осуществляться со скоростью не более 6 км/ч.

После эвакуации вышедшей из строя машины на участок (место), не препятствующий движению колонны батальона, принимаются меры по ее ремонту и возврату в строй силами и средствами батальонного замыкания. При невозможности восстановления поврежденных машин своими силами и средствами за время, установленное для работы замыкания батальона на маршруте, организуется их передача ремонтно-восстановительным органам старшего начальника.

С началом боя за боевыми порядками батальона организуются и развертывают свою работу батальонные ПТН и РЭГ (РемГ), а также органы технического обеспечения (соединения)

Учитывая, что при ведении боевых действий в горной местности наблюдение за всеми атакующими машинами с ПТН батальона в ряде случаев осуществить невозможно, необходимо создавать ротные ПТН с задачей ведения технической разведки за боевыми порядками своих рот. Такие ПТН целесообразно иметь и при действиях танковых (мотострелковых) рот по отдельным направлениям. В этом случае заместитель командира батальона должен заблаговременно предусмотреть состав ПТН рот, выделение транспорта для их перемещения и средств связи (переносных радиостанций) для передачи информации о появляющемся ремонтно- эвакуационном фонде на ПТН батальона.

Батальонная РЭГ (РемГ) к началу боя может размещаться ближе к боевым порядкам атакующих подразделений, чем в обычных условиях, так как в горах, как правило, имеется достаточное количество естественных укрытий, обеспечивающих ее защиту от огня противника.

В ходе боя силы и средства РЭГ (РемГ) батальона, перемещаясь обычно по доступным направлениям (вдоль долин, по имеющимся дорогам и т. д.), производят текущий ремонт поврежденных машин с установленной трудоемкостью (продолжительностью выполнения) восстановительных работ, главным образом на местах их выхода из строя, не мешая продвижению боевых и тыловых подразделений.

При необходимости поврежденные машины эвакуируются в ближайшие укрытия, обеспечивающие возможность подхода к ним машины МТО и машины с запасными частями и материалами.

Места для размещения ПТН, РЭГ (РемГ), укрытия для ремонта поврежденных машин заместитель командира батальона по вооружению должен выбирать с таким расчетом, чтобы избегать расположения людей и техники под нависшими скалами, в сухих руслах рек и в других опасных местах, учитывая при этом возможность обвалов, камнепадов, снежных лавин, разлет камней при взрывах снарядов и мин противника.

При ремонте машин как на местах их выхода из строя, так и в ближайших укрытиях особое внимание необходимо обратить на организацию защиты, охраны и обороны ото батальона (приданных ремонтных отделений из ремр) и ремонтного фонда.

 

Снежный покров затрудняет вождение машин, снижает скорости их движения, что приводит к увеличению расхода моторесурсов двигателей по сравнению с летними условиями. Уменьшается проходимость колесных машин, что затрудняет подвоз бронетанкового имущества в подразделения.

Следует отметить, что движение танков по снежной целине возможно только на пониженных передачах, что увеличивает расход топлива и, следовательно, снижает запас хода машин по горючему.

Низкая температура, ветры, снежные вьюги и бураны усложняют выполнение работ по техническому обслуживанию вооружения и техники в полевых условиях. Увеличивается время на его проведение из-за необходимости выполнения ряда дополнительных работ и снижения производительности труда личного состава

Опыт войск показывает, что скорости эвакуации машин зимой в 2—- 3 раза меньше, чем в летних условиях. Для буксировки одного неисправного танка иногда требуется два танковых тягача.

Зимние условия затрудняют выполнение работ по ремонту поврежденных вооружения и техники, особенно на местах их выхода из строя (в ближайших укрытиях). Глубокий снежный покров снижает проходимость танкоремонтных мастерских, движение которых часто невозможно не только по местности, но и по заснеженным дорогам. Поэтому в ходе боевых действий зимой эффективность работы РЭГ (РемГ) батальонов уменьшается как по причине недостаточного охвата вышедших из строя машин батальонным звеном, так и вследствие снижения производительности труда личного состава при низких температурах и сильных ветрах со снегом, а также усложнения доставки запасных частей к ремонтируемым машинам.

 

Подготовка экипажей (расчетов, водителей) осуществляется путем проведения занятий или инструктажей по особенностям эксплуатации вооружения и техники при низких температурах и вождения машин при наличии глубокого снежного покрова и скользкого мерзлого грунта.

Во время выполнения работ по техническому обслуживанию для предохранения танков и членов экипажей от ветра, попадания снега внутрь машин, сохранения тепла необходимо использовать брезенты. Снег, попавший внутрь машин, должен быть удален. В противном случае при работе машин он может растаять и образоваться вода, которая при длительных перерывах в эксплуатации может нарушить работу приводов управления и других механизмов в результате их обледенения (примерзания). Целесообразно тщательно смазать солидолом тяги и шарниры приводов управления, особенно тех, которые проходят по днищу корпусов машин.

При подготовке к действиям в составе РЭГ (РемГ) или замыкания батальона необходимо принять меры к обеспечению личного состава теплой одеждой и обувью, защитными мазями, палатками (брезентами) и печами для обогрева, подогрева инструмента и защиты - от ветра, создать запасы топлива (при необходимости), а также принять другие меры санитарно-гигиенического порядка по предупреждению обморожения и простудных заболеваний.

В РЭГ (РемГ) и замыкании батальона целесообразно иметь запасы низкозамерзающей охлаждающей жидкости (антифриза) на случай ее утечки из системы охлаждения машин подразделений. Машину МТО необходимо оборудовать цепями противоскольжения, а танковый тягач— дополнительными грунтозацепами и уширителями гусениц.

Тщательная подготовка личного состава, вооружения и техники, сил и средств танкотехнического обеспечения является основным фактором, обеспечивающим поддержание боеготовности танковых (мотострелковых) подразделений при выполнении ими поставленных боевых задач в сложных зимних условиях.

 

Работа заместителей командиров по вооружению в ходе боевых действий в зимнее время в первую очередь должна быть направлена на постоянный контроль за тем, чтобы экипажи (расчеты, водители) строго соблюдали установленные правила подготовки, использования и технического обслуживания машин в зимних условиях.

Техническое обслуживание вооружения и техники после дня боевых действий проводится установленным порядком. При этом такие работы, как проверка и дозаправка (замена) масел и смазок в агрегатах, узлах и механизмах должны выполняться по возможности сразу после использования вооружения и техники, пока агрегаты, узлы, механизмы и находящееся в них масло (смазка) не остыли.

Работа ПТН батальонов (ПТН рот, если они создаются) зимой осуществляется в том же порядке, как и в обычных условиях.

Зимние условия вызывают определенные трудности для действий РЭГ батальонов по восстановлению поврежденных в ходе боя вооружения и техники, что требует уточнения задач и четкой организации взаимодействия средств эвакуации и ремонта, входящих в состав РЭГ.

Танковый тягач батальонной РЭГ в ходе боя должен эвакуировать вышедшие из строя машины не только из-под огня противника в ближайшие укрытия, но и к дорогам (колонным путям), по которым к поврежденным машинам сможет подойти МТО и автомобиль с запасными частями для их ремонта. Однако не всегда целесообразно сосредоточивать поврежденные машины у дорог вследствие того, что на их буксирование по глубокому снежному покрову потребуется много времени, из-за чего РЭГ батальона может значительно отстать от боевого порядка батальона. Поэтому заместитель командира батальона по вооружению должен, оценив обстановку, принимать наиболее целесообразное решение: где организовать ремонт машины — или на месте ее выхода из строя (в ближайшем укрытии), или эвакуировать ее танковым тягачом в место, куда могут подойти колесные машины РЭГ батальона.

Если поврежденную, машину целесообразнее ремонтировать на месте выхода из строя, к ней должна быть выслана ремонтная бригада из отделения технического обслуживания с необходимым инструментом, приспособлениями, запасными частями и материалами, для перевозки которых следует использовать танковый тягач.

 

В современных условиях роль и значение боевых действий ночью и в других условиях ограниченной видимости значительно возрастает.

Ночные действия подразделений являются наиболее сложными из всех видов боевых действий, что требует особенно тщательной организации и осуществления мероприятий танкотехнического обеспечения.

Основным фактором, влияющим на деятельность личного состава подразделений в ночных условиях, является ограниченная видимость, которая вызывается не только низкой естественной освещенностью, но и малой прозрачностью атмосферы из-за тумана, дождя, снега, пыли и дыма. При освещенности местности менее одного люкса резко уменьшаются возможности органов зрения человека по распознаванию местных предметов, объектов вооружения, техники и др.

Темное время суток отрицательно сказывается на производительности труда личного состава отделений технического обслуживания и качестве выполняемых им работ. Так, по опыту войск время на техническое обслуживание машин ночью возрастает на 20—- 25% по сравнению со временем их обслуживания в светлое время суток, а производительность труда специалистов-ремонтников уменьшается на 25—- 35%.

Мероприятия по ТТО должны быть направлены прежде всего на уменьшение отрицательного влияния ограниченной видимости на боевую эффективность танковых (мотострелковых) батальонов (рот)

 

При подготовке экипажей (расчетов, водителей) особое внимание следует уделить: правилам пользования приборами ночного видения и светомаскировочными устройствами; умению наблюдать за полем боя, ориентироваться и выдерживать направление движения, используя навигационные приборы и приборы ночного видения без их засветки; правилам соблюдения маскировки при использовании осветительных и тепловых приборов.

При наличии времени следует провести практические занятия по установке (снятию) приборов ночного видения и вождению машин в ночных условиях. При этом обращается особое внимание на взаимодействие всех членов экипажей в наблюдении за местностью (дорогой), чтобы своевременно обнаружить огневые средства противника и давать целеуказания, а также не допускать потери курса и застревания машин на естественных и искусственных препятствиях.

При подготовке вооружения и техники к использованию в ночных условиях необходимо увеличить в боевых комплектах количество патронов с зажигательными и трассирующими пулями и артиллерийских снарядов с трассерами, пополнить запасы осветительных и сигнальных ракет в боевых машинах.

На кормовой части боевых машин необходимо нанести знаки установленного образца, хорошо видимые в темноте. Кроме того, на каждой боевой машине целесообразно иметь светящуюся указку направленного действия, позволяющую осуществлять непрерывное наблюдение за нею на поле боя, а также обнаруживать место ее нахождения при выходе из строя.

Важное значение при организации танкотехнического обеспечения в ночных условиях приобретает рекогносцировка района предстоящих боевых действий заместителем командира батальона по вооружению. В ряде случаев он может проводить рекогносцировку самостоятельно, привлекая к ней заместителей командиров рот по вооружению, командиров отделения технического обслуживания, а также командира танкового тягача.

В ходе рекогносцировки, проводимой в светлое время, уточняются: видимые ночью ориентиры; начертание переднего края обороны противника, наличие и характер заграждений и препятствий; местность в глубине обороны (на дальность прямой видимости), наличие на ней укрытий для ремонта поврежденных машин; порядок обозначения подразделений, освещения местности, постановки световых ориентиров (створов) для обозначения направления действий подразделений, достигнутых рубежей, их флангов и маршрутов выдвижения; порядок светового обозначения вышедших из строя машин; места расположения ПТН и РЭГ (РемГ) батальона к началу боя и направление (азимут) перемещения в ходе боя; место предполагаемой организации СППМ бригады, бригадный путь эвакуации и другие вопросы, необходимые для осуществления быстрого восстановления поврежденных в ходе ночного боя машин.

 

Восстановление вышедших из строя машин при выдвижении подразделений на рубеж перехода в атаку осуществляется батальонными замыканиями, на которые возлагаются задачи: по эвакуации в укрытия неисправных и вытаскиванию легкозастрявших машин, мешающих движению колонн; оказание помощи экипажам (расчетам, водителям) в установлении характера повреждений и устранении мелких неисправностей в пределах установленного времени; обеспечение ремонтируемых машин запасными частями и материалами; инструктаж экипажей (расчетов, водителей) о порядке выполнения ремонтных и эвакуационных работ и дальнейших действиях после их завершения. При выполнении всех задач личным составом батальонных замыканий должны строго выполняться правила светомаскировки.

Объем работ, выполняемых замыканиями батальонов в ходе выдвижения, устанавливается с таким расчетом, чтобы они прибывали к своим батальонам ко времени их развертывания в боевые порядки на рубеже перехода в атаку для организации ПТН и действий в качестве РЭГ (РемГ).

С выходом подразделений на рубеж перехода в атаку ПТН батальона (рот) размещаются за боевыми порядками и в дальнейшем перемещаются на удалении, обеспечивающем непрерывное наблюдение за машинами на поле боя с помощью приборов ночного видения.

Батальонные РЭГ (РемГ) располагаются вблизи ПТН в укрытиях. При этом танковый тягач целесообразно размещать в пределах 10-20 м от ПТН, что позволяет быстро ставить задачи его экипажу заместителем командира батальона по вооружению.

В ходе ночного боя РЭГ батальонов выполняют задачи по немедленной эвакуации поврежденных машин из-под огня противника в ближайшие укрытия, вытаскиванию машин легкого застревания, текущему ремонту машин на местах выхода их из строя и в укрытиях. При этом в качестве укрытий необходимо использовать складки местности, опушки леса, овраги, обратные скаты высот, которые не расматриваются приборами ночного видения противника.

При выходе машин из строя в результате боевых повреждений или застревании их на естественных и искусственных препятствиях члены экипажа (расчета) должны своевременно докладывать о местонахождении поврежденной машины на ПТН батальона по радиосети технического обеспечения. При этом необходимо указывать нахождение машины относительно хорошо видимого ориентира, а также обозначать место ее выхода из строя светящейся указкой направленного действия или установленными световыми сигналами с помощью сигнальных ракет, переносных ламп и других приборов. Это будет способствовать поиску в ходе ночного боя вышедших из строя вооружения и техники ремонтно-восстановительными подразделениями батальонов и полка.

Знание командным и инженерно-техническим составом положительных и отрицательных свойств местности, влияния погодно-климатических условий района боевых действий позволяет им своевременно довести до личного состава подразделений особенности использования вооружения и техники, технического обслуживания и выполнения восстановительных работ в особых условиях. Это, безусловно, позволит повысить боеспособность войск и обеспечит более успешное выполнение подразделениями поставленных боевых задач.

 

Четвертый учебный вопрос: Последовательность и содержание работы ЗКВ танковой роты в наступлении

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:

¾ Уяснить полученную задачу

¾ Произвести расчет времени

¾ Определить мероприятия, которые необходимо произвести немедленно с целью быстрой подготовки танка к наступлению, отдать устное предварительное распоряжение, составить заявку на МТС

¾ Оценить обстановку

¾ Принять решение по ТТО, доложить свои предложения по ТТО командиру роты и ЗКВ батальона

¾ Поставить задачи по ТТО личному составу роты

¾ Осуществить контроль и оказание помощи личному составу роты по подготовке танков роты к наступлению, проинструктировать механиков-водителей на наступление.

¾ Доложить о готовности роты по ТТО к наступлению

 

ПРИ УЯСНЕНИИ ЗАДАЧИ ЗКВ ИЗУЧАЕТ:

¾ Боевую задачу и характер боя;

¾ Место батальона в боевом порядке;

¾ Направление главного удара (сосредоточения основных усилий);

¾ Задачи по ТО, поставленные старшим начальником;

¾ Мероприятия ТО, выполняемые силами и средствами старшего начальника в интересах батальона;

¾ Срок готовности к выполнению задачи;

¾ Указания командира по организации работы при подготовке к бою

 

Организация эксплуатации ВВТ:

¾ Наличие, состояние ВВТ, условия эксплуатации;

¾ Предполагаемый расход ресурса, потребность в восстановлении их запасов;

¾ Укомплектование водительским составом и уровень его подготовки.

Организация обеспечения Р и БП:

¾ Наличие, установленный расход и создаваемые запасы БП к началу боя;

¾ Неснижаемый запас Р и БП;

¾ Порядок пополнения ими в ходе боя. Организация ремонта

¾ Вивт;

¾ Наличие, состояние и возможности РВО;

¾ Предполагаемый выход ВВТ из строя.

Организация эвакуации ВВТ:

¾ Наличие, состояние и возможности эв.органов;

¾ Предполагаемая потребность в эвакуации.

Организация обеспечения ВТИ:

¾ Наличие, расход, возможности пополнения.

Организация защиты, обороны и охраны подразделений ТО:

¾ Ведение непрерывной РХБ разведки;

¾ Обеспечение подразделений ТО ИСЗ;

¾ Маскировка и инженерное оборудование местности в районах размещения подразделений ТО;

¾ Обеспечение средствами специальной обработки.

Организации управления ТО:

¾ Состав и размещение ПТН

¾ Организация связи и управления

 

В РЕШЕНИИ ПО ТО ЗКВ ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1. Основные задачи по ТТО при подготовке и в ходе предстоящего наступления.

2. Район, вид и время, проведения технического обслуживания и другие мероприятия по обеспечению надежности работы вооружения и техники в ходе боя.

¾ время, место и порядок дозаправки техники ГСМ.

3. Пополнение боеприпасами вооружения и техники до установленных норм (место, порядок и время пополнения боекомплекта).

4. Мероприятия по технической и специальной подготовке личного состава (инструктаж).

5. Организация технической разведки в наступлении.

6. Организация и проведение текущего ремонта неисправного вооружения и военной техники.

7. Организация эвакуации неисправных танков и передачи их ремонтным органам бригады.

8. Пополнение недостающего ВТИ и текущего некомплекта танков в роте.

9. Мероприятия по защите, охране и обороне поврежденных машин, сил и средств ТТО.

10. Определение своего места в ходе боя. Организация связи и управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

В настоящей лекции на основе требований Наставления по техническому обеспечению боевых действий Сухопутных войск, опыта боевой (тактико-специальной) подготовки мотострелковых (танковых) подразделений рассмотрены задачи и основные положения по использованию сил и средств технического обеспечения при подготовке и в ходе ведения наступления.

Реализация основных положений настоящей лекции в будущей практической деятельности слушателей должна осуществляться творчески, в зависимости от конкретно складывающейся тактической, технической и тыловой обстановки. При этом командный и инженерно-технический состав должен действовать грамотно и инициативно, конкретно и решительно, целенаправленно добиваться полного и качественного выполнения подчиненными и приданными силами и средствами технического обеспечения поставленных командиром (старшим начальником по службе) задач по техническому обеспечению, что в итоге будет способствовать успешному выполнению подразделениями боевых задач.


ЛИТЕРАТУРА

 

 

Основная

Боевой Устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть 2, М. Воениздат 2004г.

Учебник «танкотехническое обеспечение», М. Воениздат 1989г.

Дополнительная

Наставление по обеспечению боевых действий, соединений и частей сухопутных войск. Техническое обеспечение. Книга 2, Часть 3,М. Воениздат 2006г.

Учебное пособие «Методические рекомендации по организации тылового и технического обеспечения в танковой роте», г.Челябинск 2001г.

 

 

Начальник цикла кафедры танковых войск В.М. Кузнецов

«___» _____________ 20__г.