История науки


Рациональная организация жизнедеятельности школьника и студента

Учебная деятельность школьника и студента, требующая зна­чительного эмоционально-психического напряжения в течение учебного дня, предъявляет к организму каждого из них серьезные требования. Приведенная ниже таблица дает представление об особенностях учебной деятельности обеих категорий учащихся.

Анализ приведенной таблицы показывает прогрессирующую динамику нарастания суточной умственной нагрузки детей в процессе обучения: уже 1-классник вынужден после относитель­но свободного дошкольного режима почти 5 часов ежедневно за­ниматься такой работой, 5-классник — 8(!), а 11-классник и сту­дент — более 9 часов!

Является ли такая нагрузка чрезмерной для каждого из возра­стов? Дать однозначный ответ на этот вопрос затруднительно, так как степень ее влияния определяется многими обстоятельст­вами: индивидуальными особенностями учащегося, организа­цией и методикой образовательного процесса, организацией ре­жима жизнедеятельности и т.д. Тем не менее, существуют определенные обстоятельства, которые в процессе учебной дея­тельности оказывают несомненное отрицательное влияние на здоровье учащихся.

К ним следует отнести:

· высокую плотность необходимой к усвоению новой инфор­мации;

· необходимость в течение длительного времени поддержи­вать значительный уровень умственной работоспособно­сти;

· длительное поддержание вынужденной позы и малопод­вижность;

· большую нагрузку на зрительный аппарат;

· частые нарушения режима питания и (у студентов) сна

· свойственную многим учащимся неорганизованность в обеспечении режима дня и учебы;

· отсутствие оптимальных условий в учебном заведении для обеспечения здоровья (мебель, освещение, вентиляция, питание, тепловой режим, возможность для рекреации и др.) и т.д.

Существующая в настоящее время система относительно жест­ких учебных планов, графиков учебного процесса, учебного рас­писания строго регламентирует жизнь учащегося в течение всего периода обучения — все это делает его заложником предельно ин­тенсивного ритма жизни, причем ритма, не зависящего от инди­видуальных особенностей, специфики его установок, традиций, биоритмов. Последнее обстоятельство оказывается исключитель­но важным, так как именно с ритмическим характером жизнедея­тельности связан основной критерий эффективности и произво­дительности умственного труда — работоспособность.

Работоспособность школьников и студентов во время учебной деятельности изменяется в том закономерном соответствии, ко­торое уже было отмечено выше: в начале, она повышается (врабатывание), затем устанавливается на высоком уровне (устойчивая работоспособность) и постепенно снижается (развитие утомле­ния). Причем такая закономерность свойственна любым перио­дам учебной деятельности: уроку, дню, неделе, четверти и году. В соответствии с такой особенностью, естественно, начало каждо­го указанного периода должно быть облегчено. Так, если исхо­дить из классификации трудности изучения учебных дисциплин в школе по баллам, то наиболее трудные предметы в течение учебного дня следует включать в расписание вторыми—третьими (для младшеклассников) или третьими—четвертыми уроками (для средних и старших классов), но не первыми и последними.

Такое требование обусловлено соответствующими изменениями умственной работоспособности школьников в течение учебного дня. Так, у младших школьников уже на четвертом уроке отмеча­ется заметное снижение работоспособности, которое, скорее все­го, носит защитный характер. У средних и старших школьников аналогичная реакция возникает к пятому и шестому урокам соот­ветственно. Вот почему на последних уроках умственная работа оказывается малопродуктивной, а для части учеников даже ста­новится фактором, вызывающим психическое перенапряжение. Анализ характера работоспособности учащихся предполагает, что нецелесообразно ставить два или даже три сложных урока подряд, а лучше чередовать трудные предметы с менее трудными, требующие значительных умственных усилий (математика, ино­странный язык, химия, физика) — с преимущественно физиче­скими нагрузками, связанные с письмом или записыванием (русский, иностранный язык) — с преимущественным объясне­нием учителя (история, география) и т.д.

Что касается расписания учебных занятий на неделю, то здесь следует исходить из суммарной нагрузки учебных дней в такой же закономерности, какая была отмечена для отдельного дня: с наи­меньшей суммой баллов в понедельник и субботу и с двумя подъ­емами суммарной сложности в среду и пятницу.

При учебной пятидневке в расписании может быть преду­смотрено одно двухдневное плато оптимальной работоспособно­сти — в среду—четверг.

В течение учебной четверти требования к учебной нагрузке учащихся также должны соответствовать отмеченной картине из­менений работоспособности. Практика, однако, показывает, что наибольшую нагрузку (в виде контрольных работ и заданий) школьники получают в конце четверти, что на фоне уже насту­пившего умственного утомления усугубляет, прежде всего, психи­ческое состояние учеников и ведет к их повышенной заболевае­мости. С этих позиций гораздо рациональнее и эффективнее проведение так называемых тестовых заданий в течение значите­льной части четверти. Причем их проведение должно планирова­ться учебной частью школы таким образом, чтобы ни в одном временном отрезке учащиеся не испытывали перегрузок.

В течение учебного года напряженность учебной работы уча­щихся меняется. У школьников эта активность в течение четверти относительно равномерна, однако резко возрастает в послед­ние две недели (неделю) перед каникулами, когда решается вопрос о четвертной (полугодовой, годовой) оценке и количест­во контрольных заданий порой достигает 6—10 в неделю. В тече­ние каникул полное отсутствие учебной нагрузки заметно снижа­ет умственную работоспособность школьника, и первые неделя—две учебы в новой четверти у него уходят на ее посте­пенную нормализацию.

У студентов в начале учебного года учебная активность мини­мальна и в основном ограничивается аудиторными занятиями. Затем постепенно нагрузка возрастает за счет индивидуальной и самостоятельной работы, к концу семестра эти формы дополня­ются отработками, консультациями и др., и к самой сессий сту­дент подходит если и не переутомленным, то в довольно близком к этому состоянии. В период сессии (особенно летней, когда ко­личество зачетов и экзаменов больше) это состояние у большей части студентов все-таки наступает.

Умственная работоспособность учащихся определяется не то­лько их физиологическими особенностями, но и методикой веде­ния самого урока и условиями, в которых он проходит. С одной стороны, есть целый ряд факторов, снижающих умственную рабо­тоспособность: монотония, чрезмерные или — наоборот — зани­женные требования к ученику, высокая температура в классном помещении и т.д. С другой стороны, есть ряд методических и ор­ганизационных приемов, которые обеспечивают поддержание высокого уровня внимания, восприятия и мыслительной деятель­ности учащихся на протяжении значительной части урока. Осно­ву таких приемов составляет переключение или с одних видов дея­тельности на другие, или внимания учащихся. К ним можно отнести: переход от монолога учителя к диалогу с учащимися, ис­пользование индивидуальных заданий, применение технических средств обучения и т.д. Особенно эффективными оказываются Двигательные паузы или физкультминутки. Последние должны быть рассчитаны не только на поддержание и восстановление ра­ботоспособности, но и на устранение отрицательных сторон влияния самого образовательного процесса на здоровье учащихся. Так, в двигательных паузах в течение учебного дня можно на раз­личных уроках и занятиях решать следующие задачи:

· устранение застойных явлений в легких, в нижних конеч­ностях;

· тренировка мышц глаз, обеспечивающих аккомодацию;

· стимуляция иммунитета через массаж биологически актив­ных точек;

· формирование правильной осанки и т.д.

Время, «потраченное» на двигательные паузы, оборачивается заметным повышением умственной работоспособности и произ­водительности труда школьника.

Несомненным эффектом активного отдыха, дающим быстрое и заметное восстановление работоспособности, может обладать перемена между уроками и занятиями. Но такой результат она дает при обязательном условии именно активного отдыха — пе­реключении на другие, кроме умственных, виды деятельности. Такому требованию в полной мере соответствует двигательная активность. Однако последняя должна быть специально органи­зованной, так как ее чрезмерное проявление на перемене приво­дит к тому, что школьники приступают к следующему после нее уроку на фоне двигательной доминанты и долго не могут пере­ключиться на умственную деятельность. Для администрации по­давляющего числа учебных заведений это обстоятельство дает повод не к организации подвижных перемен, которая сама по себе требует значительной подготовительной работы, а к ограни­чению двигательной активности учащихся на них.

Из представленной выше таблицы видно, что значительное время в режиме дня учащихся занимает самостоятельная рабо­та — от одного часа в день у первоклассников до трех часов у школьников выпускного класса и 4,5 часа у студентов. Однако, по мнению самих учащихся, у них уходит на самостоятельную ра­боту гораздо больше времени. Анализ показывает, что все-таки на непосредственную продуктивную работу они затрачивают, как правило, не более указанных объемов времени, однако отсут­ствие четкого планирования бюджета времени приводит к тому, что в процессе выполнения такой работы учащиеся постоянно отвлекаются (телевизор, развлечения, еда и т.д.), и в их расчетах остаются только временные точки начала и конца выполнения самостоятельной работы. Отсюда становится понятным, наско­лько важно для школьника или студента планировать выполне­ние домашних заданий или других видов самостоятельной рабо­ты по времени.

При выполнении самостоятельной работы учащимся необхо­димо учитывать определенные обстоятельства, касающиеся как состояния своего организма, так и объективных процессов, ха­рактеризующих работоспособность. Прежде всего следует учесть, что после окончания обязательных уроков и занятий и обеда нецелесообразно сразу приступать к выполнению заданий (хотя и понятно желание быстрее освободиться от них и почув­ствовать себя свободным). Это обусловлено тем, что после еды (происходит перераспределение крови, причем оно со­провождается оттоком ее от головного мозга (что и обусловли­вает возникающую после плотной еды сонливость). Кроме того, в период с 13—14 до 15—16 часов у человека отмечается законо­мерное снижение работоспособности, что делает выполнение домашних заданий в это время малопродуктивным. Учитывая эти обстоятельства можно рекомендовать, во-первых, не есть днем плотно, а, во-вторых, после еды можно выполнить ка­кую-либо спокойную двигательную деятельность, желательно — на свежем воздухе. Такое времяпрепровождение не только отра­жает заботу о здоровье, но и по механизму активного отдыха способствует более быстрому снятию вызванного учебной деяте­льностью в первой половине дня утомления и восстановлению работоспособности.

Приступая к выполнению домашних заданий, следует помнить о закономерностях изменений умственной работоспособности. Поэтому начинать лучше с заданий средней тяжести (врабатывание), затем выполнить сложные, а в конце — легкие. Через каж­дые 45—50 минут необходимо делать перерывы, которые, опять-таки по принципу активного отдыха, следует посвятить переключению на другие виды деятельности, идеальным вариан­том которых является движение (небольшая зарядка, активные танцы или мини-тренаж).

В режиме дня учащегося помимо рациональной организации учебной деятельности самого серьезного внимания заслуживает обеспечение полноценного сна как одного из важнейших средств восстановления состояния организма и работоспособности.

В настоящее время не подвергается сомнению, что сон — не пас­сивное состояние отдыха, а активное состояние мозга и всего ор­ганизма. В последнем во время сна происходят процес­сы обмена веществ (интенсивность которых определяется полноценностью сна) преимущественно анаболического харак­тера, направленные на компенсацию возникших в состоянии бодрствования изменений. В ЦНС же во время сна идут процес­сы, связанные со систематизацией полученной накануне инфор­мации. В этот период последняя перерабатывается, «сортирует­ся» в зависимости от ее важности: что-то уходит в глубины подсознательного, другое переводится в резервы долговремен­ной памяти, третье, наоборот, извлекается из глубин памяти в сферу сознательного. Важно, что самочувствие человека утром во многом определяется тем, насколько полно прошла «обработка» информации во время сна: если этот процесс завершен и мозг го­тов вновь воспринимать новую информацию, то человек просы­пается бодрым и отдохнувшим («утро вечера мудренее»), и осво­божденный от информации мозг готов в полном объеме выполнять интеллектуальную деятельность; если же «переработ­ка» информации не завершена, то, оставшись в сфере сознатель­ного, она затрудняет умственную деятельность, делает ее мало­продуктивной. Вот почему так важно обеспечить условия для нормального сна. В решении этой проблемы не должно быть ме­лочей, и эти условия должны определенным образом регламен­тироваться. К ним следует отнести:

— поведение человека непосредственно перед сном: спокой­ная обстановка, стереотипные действия, предшествующие сну (например, чтение литературы, прогулка, гигиенические проце­дуры и т.д.);

— строго определенное время отхода ко сну; привычная и удобная кровать; чистый и свежий воздух в помещении;

— отсутствие раздражителей, которые делают сон поверхност­ным и неполноценным (неудобное ложе, шум, яркий свет и др.), и т.д.

Главным критерием полноценности сна является самочувст­вие проснувшегося человека, который утром должен быть бод­рым, отдохнувшим и с удовольствием включающимся в повсед­невную активность.

Разумеется, схемы режимов носят ориентиро­вочный характер и должны конкретизироваться для каждого школьника в отдельности. Так, они не учитывают особенности типологии высшей нервной деятельности ученика (а от нее зави­сит время, необходимое для успешного приготовления домаш­них заданий), занятия дополнительным образованием (в музыка­льных, спортивных и других школах, с репетитором, углубленное изучение отдельных предметов и пр.), принятый в семье режим, наличие определенных обязанностей в семье и т.д. Однако в лю­бом случае режим должен отражать все необходимые компонен­ты жизнедеятельности школьника и соответствовать особенно­стям суточных изменений его функционального состояния.

У значительной части школьников дополнительные виды за­нятий обычно бывают не ежедневно, а два—три—четыре раза в неделю. Исходя из этого, более рационально регламентировать свой режим не на день, а на неделю — в этом случае представля­ется возможность определенным образом перераспределить в пределах недели часть ежедневных обязанностей, с тем чтобы сделать нагрузку более равномерной.

Еще более насыщена разнообразными обстоятельствами жиз­недеятельность студента. Однако и она может быть рационально регламентирована и организована целенаправленным планиро­ванием при условии четкого распределения приоритетов на дан­ном этапе жизнедеятельности.

Важным обстоятельством, которое следует учитывать при раз­работке режима дня учащегося, является его согласование с ре­жимом семьи в целом — искусственная изоляция режима учаще­гося от режима семьи и исполнения своей части обязанностей делает его исключительным и ведет к воспитанию у ребенка эго­истических черт характера.

Видимо, наиболее разумно поступают те учащиеся, которые (младшеклассники — вместе с родителями) уже в воскресенье определяют круг обязательных дел, необходимых для выполнения в предстоящую неделю помимо тех, которые строго регламенти­рованы во времени (учебные занятия по расписанию, занятия в секции, на курсах и т.д.). Практика показывает, что если такие дела четко выделены, то распределить их в течение недели уже не представляет труда. Вместе с тем важно в конце недели подвести итог выполнения намеченного на прошедшую неделю плана и проанализировать причины возможного невыполнения его, с тем, чтобы в дальнейшем внести соответствующие коррективы либо в планирование жизнедеятельности, либо в свое поведение.

К сожалению, зачастую многие учащиеся неоправданно легко­мысленно относятся к планированию выходного дня. Одна часть из них предпочитает «ничегонеделание», считая, что заслужили его напряженной учебной неделей. Однако такой режим не позволяет им не только освободиться от накопившейся усталости, но и снять рабочую доминанту, которая и привела к возникновению утомле­ния. Другая часть учащихся использует выходной день для того, чтобы доделать то, что не успели сделать в течение недели. Поэто­му нет ничего удивительного в том, что они в понедельник присту­пают к занятиям на фоне не только усталости, но и утомления.

Наиболее рационально посвятить выходной день активному отдыху, который в значительной степени должен не только снять умственную доминанту, но и компенсировать неблагоприятные последствия влияния учебной деятельности на здоровье учащих­ся: гиподинамии, нервно-психического напряжения, жесткого режима деятельности и т.д. Кроме того, сама жизнь школьника и студента должна быть наполнена не только учебными и регла­ментированными обязательными делами, но и личными интере­сами, без которых сама жизнь становится скучной и обыденной. Уже, исходя из этих предпосылок, становятся понятными основ­ные формы и средства организации и проведения выходного дня учащимся. Тем не менее, необходимо предложить по этому во­просу несколько советов и пожеланий.

По возможности следует сменить обстановку и отвлечься от той, с которой связываются у учащегося (даже на уровне подсознания) представления о повседневной деятельности, которая, собственно, и привела к возникновению усталости. Поэтому сле­дует постараться провести выходной день вне дома с его обстанов­кой, книгами, конспектами и т.д. — всем тем, при взгляде, на что невольно возникают мысли о предстоящей новой учебной работе.

Воскресный отдых должен быть обязательно активным, а не заключаться только в том, чтобы предаваться лени или пассивно­му восприятию информации (например, просмотру телепере­дач). Сам активный отдых предполагает, как уже отмечалось, пе­реключение на виды деятельности, отличные от тех, которые привели к возникновению утомления. Для учащихся, у которых утомление к концу недели обусловлено напряженной умствен­ной деятельностью, средствами активного отдыха могут быть лыжные прогулки и поход в кино, рыбалка и дискотека, занятия любимым делом (хобби) и встречи с приятными людьми, участие в дискуссиях и в соревнованиях...

В воскресном отдыхе обязательно должен быть представлен двигательный компонент, который сам по себе снимает накопив­шееся нервно-мышечное напряжение за счет нейтрализации гор­монов стресса и вместе с тем — стимуляции формирования в ЦНС двигательной доминанты, способствующей улучшению психо-эмоционального состояния и настроения человека.

Анализ жизни выдающихся людей показывает, что большин­ству их присущи не только достижения в своей профессиональ­ной деятельности, но и широкий круг интересов (вполне воз­можно, что именно последнее обстоятельство позволяло деятелям науки широко взглянуть на проблему и найти ее реше­ние), когда научная деятельность сочеталась с глубоким интере­сом к искусству (А. Эйнштейн), к спорту (академик А. Тамм, ака­демик С. Федоров), к общественной деятельности (академик Д. Лихачев) и т.д. Подобную высокую работоспособность и пло­довитость все они несомненно связывали и связывают с жесткой регламентацией режима своей жизни, в котором находилось мес­то не только для профессиональной деятельности, но и тому, что составляло круг их личностных, человеческих интересов, — именно это и позволяло им, не упуская ничего важного из поля зрения своих интересов, свести к минимуму затраты времени, сделать свою жизнь насыщенной и интересной и, вместе с тем, добиться высоких профессиональных достижение.


 

С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.

 

В основу понятийного аппарата науки и формальной логики положены труды великого мыслителя древней Эллады Аристотеля, слова которого выгравированные на здании национальной Академии Наук Соединенных Штатов в Вашингтоне: "Искать истину и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина".

Наука в современном понимании начала складываться с 16-17 веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.