Фронтально-пространственная композиция


Рис. 34. - Задание на пластическое решение объемных форм, отличающихся разной степенью открытости. Открытые шаровидные формы — левый вертикальный ряд, открытые структурно-решетчатые формы — правый вертикальный ряд.

К сказанному следует добавить, что композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении — структуре. Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния — моноструктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, «растворяются» в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность — в монообъем. Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность.

В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактурно-рельефной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет к нивелировке этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и, собственно, объемных.

Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может «сыграть на руку» тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме.

Большое значение в выявлении пластического характера объемной формы имеет ее пластическая моделировка. Основные приемы такой моделировки показаны в табл. 3. Они чрезвычайно разнообразны и подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема.

 

 
 

 

Рис. 35. - Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. Задачи - «сохранение» (вверху), «разрушение» графикой объема (внизу)

 

В дополнение к ним выступают приемы графической моделировки объемной формы. Такая моделировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача требует поиска своего приема графическо-пластической моделировки объем­ной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков (наиболее удачные ее примеры представлены в рис. 35). Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов (табл. 7).

Табл. 7. Основные приемы пластической моделировки объемной формы

1. выявление текстуры 2. фактурная обработка 3. рельефная обработка 4. срез вершины поверхности поверхности

 

 

5. срез ребра 6. скругление грани 7. наклон 8. смещение

 

9. «выемка» 10. Разделение 11. Разделение 12. «врезка» с «выемкой»   13. пронизывание 14. Наложение 15. выявление структу- 16. расстановка ры с вставкой в пространстве

 

Приемы представлены в порядке усложнения и перехода от простой объем ной формы к пространственной

 

Пространственная форма

Пространственную форму, или просто пространство, как и в целом пространственную композицию, отличает преимуще­ственное движение в глубину при наличии прочих координат­ных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть:

• с одного главного направления, при относительно статич­ном положении зрителя в пространстве,

• с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-пространственного центра или внутри него,

• при движении зрителя в глубь пространства.

В первом случае пространственная композиция восприни­мается зрителем фронтально по отношению к главной, фор­мирующей ее плоскости. В теории архитектурной компози­ции она получила название фронтальной. Во втором случае она носит концентрированный, объемно-пространственный характер, который и определяет ее название. В третьем - раскрываются черты глубинно-пространственной компози­ции. Рассмотрим эти виды пространственной композиции каждый в отдельности.

 
 

Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пла­стическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фрон­тальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы В архитектур­ной композиции этим формам придается значение объемов,обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зри­телю. В дизайнерских разработках они становятся про- странственно-плоскостными формами. Основные их виды представлены в табл. 8.

Табл 8. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Первый горизонтальный ряд - формы прямоугольного профиля; второй - криволинейного профиля; третий - открытого характера; четвертый - сложной структуры.

 

При построении фронтально пространственной компози­ции следует учитывать ряд важных условий. Первое — это кон­фигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространствен­ной композиции выразительнее.

Второе важное условие — ритмическое построение компози­ции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтально простран­ственная композиция.

Третье — графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов и разной графики - надписей, знаков, цвет­ных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-простран­ственной композиции. Однако оно же порой является причи­ной проявления в ней монотонности. В целях устранения последней требуется достижение в этой композиции пластиче­ского разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообра­зии фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства.

 

5.3.3 Объемно-пространственная композиция

 

Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках — сопоставимо с развитием в ширину и высоту. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчер­кивается глубинным расположением разных по своим пла­стическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобла­дают объемы). Объемно-пространственная композиция вос­принимается, как правило, с разных сторон, хотя часты слу­чаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-простран­ственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном рас­положении элементов. Основные виды такого расположения или планировок представлены в табл. 9. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная дизайн-композиция.

Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. Но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных простран­ственных элементов — их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие компози­ционные задачи:

• выявляется общий вид геометрических пространствен­ных форм (кубических, цилиндрических, пирамидаль­ных и пр.),

• расположением подчеркивается статичный или динамич­ный характер композиции (подробнее см. далее вторую главу, раздел «статика-динамика»),

• остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).

 
 

Табл. 9. Основные виды объемно-пространственных композиций (схемы планировок)

 

 

При успешном решении этих и подобных им задач достига­ется предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом постро­ении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции зна­чительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организа­ция пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.