Гипсовом рельефе.


Рис.30. С.Н. Траутвейн. Модульная сетка в

Рис.29. С.Н. Траутвейн. Модульная решетка.

Рис.28. С.Н. Траутвейн. Модульная решетка

Рис.27. С.Н. Траутвейн. Модульная решетка.

Рис.26. С.Н. Траутвейн. Модуль

 

Первым этапом разработки модуля, как элемента модульной сетки (решетки) или орнамента, является определение стилистического направления и концептуального образа модуля и его структуры, а так же орнамента для которого разрабатывается данная структурная единица.

Вторым этапом является разбивка внутренней плоскости модуля, согласно принципам построения композиции, на большое, среднее, малое создание логичной композиционной структуры

Третий этап создания модуля основывается на использовании композиционно - графических приемов, таких как: точка, линия, пятно, штрих, симметрия, пропорция, метр и ритм. Как в любой композиции важную роль играет грамотно найденный силуэт и пропорциональность в распределении смысловой и визуальной нагрузки в отношении между большим и малым, темным и светлым.

 

 

 

Использование симметрии и асимметрии, метра и ритма позволяет создать модуль математически выверенным, а значит, более универсальны. Универсальность модуля - возможность варьирования расположения модулей в пространстве по отношению друг к другу позволяет создать больше комбинаций при их компоновке, а следовательно и больше вариантов орнаментальных композиций (рис.27 – 30).

 

Модуль может иметь ни менее одной оси симметрии. Ось симметрии - это линия, которая является границей плоскостей, в которые вписаны зеркально-симметричные модули и, одновременно, стороной каждого из них, к которой логично примыкает следующий модуль при создании модульной сетки, решетки или орнамента.

 

 

Нужно подчеркнуть, что ось симметрии во многих случаях не является

визуальной или композиционной границей раздела между двумя зеркально-симметричными модульными элементами. Часто она является границей между ритмично повторяющимися или чередующимися модулями. В этом случае ее логично называть границей примыкания ритмично-повторяющихся модулей.

В сложных модульных композициях граница примыкания может принимать криволинейную волнисто- или зигзагообразную форму (часто это наблюдается в сложных орнаментальных композициях ).

Этот фактор зависит от сложности силуэта пятна, в который вписан модуль,

т.к. они задают границы его очертания.