Шактизм

Шактисты поклоняются различным формам Шакти Дэви, которую считают верховной Богиней. Вот что говорится о ней в шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (ок. VI в. н. э.) — составной части Маркандея-пураны:

«Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная, Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир... Ты — высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури) <...> Ты — великая ночь окончательного растворения и ужасная ночь заблуждения. Ты — Богиня удачи... Ты превосходишь границы высокого и низкого» (1, 75-82).

Главный объект поклонения шактистов — йони (символическое или натуралистическое изображение гениталий Дэви).

Наибольшим почитанием шактистов пользуются устрашающие формы Дэви, особенно Дурга («Недостижимая») и Кали («Черная»). Богиня войны Дурга родилась из гнева богов, которые не могли справиться с демоном-буйволом Махишей. Каждый из них вложил в ее руки свое оружие и она победила Махишу. Когда другие демоны, Шумбха и Нишумбха, с помощью аскезы вновь получили власть над богами, Дурга в ярости породила из своего лба Кали. Вместе они убили демонов. Их вахана — лев или тигр. Кали изображают в ожерельях из черепов, отрубленных рук и голов, с выпученными глазами, клыками, высунутым языком. В руках она держит оружие, отрубленную голову и чашу из черепа с кровью врагов. Кали стоит на трупе, изображающим бездеятельного запредельного Шиву, космическим проявлением которого она выступает. Живет Кали в местах кремации в окружении шакалов.

Дэви является, по сути, олицетворением природы. Шакты, поклоняясь ужасающим формам Богини (которые в то же время считают прекрасными), почитают природу во всех ее проявлениях, включая страшные и разрушительные. В шактизме спасение понимается как слияние с Шивой через неотделимую от него Дэви — объект шактистского бхакти . Дурге и Кали приносят в жертву самцов животных и мужчин. До середины XIX в. людей приносили в жертву регулярно и открыто, после — редко и скрытно. В том же XIX в. англичане с большим трудом уничтожили тайный орден душителей-тхагов, убивавших и грабивших свои жертвы во славу Кали и посвящавших ей награбленное. Среди жрецов Кали мало брахманов, зато много членов низших каст. Шактизм наиболее распространен в Ассаме, Ориссе, Бихаре и Бенгалии, столица которой, Калькутта, названа так в честь Кали.