Шиваизм
Большинство шиваитов почитает Шиву как высшего Бога, одновременно личностного и безличного, создателя, хранителя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма называются теистическим монизмом. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну рассматривается как Шива в аспекте хранителя мира. Наряду с этим, среди образованных представителей высших каст, особенно брахманов, распространена адвайта-веданта («веданта недвойственности») — теологическая система абсолютного монизма, созданная величайшим теологом индуизма, ачарьей Шанкарой (788-820). Согласно Шанкаре, существует только одна и единственная Высшая Реальность — совершенно безличный и бескачественный Брахман.
Ишвара Шива, боги, души людей едины с Брахманом. Представление о их разделенности — заблуждение, порожденное неведением. Мир со множеством вещей и явлений есть иллюзия (майя), скрывающая Брахмана. Достигший освобождения от иллюзии сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом). Наилучшим методом достижения мокши Шанкара признавал джняна-йогу. Шанкара объединил 10 аскетических орденов саньясинов-шиваитов в Дашанами («десятиименную») сампрадаю. Сейчас к ней принодлежит ок. 1 млн. 200 тыс. садху. По преданию, Шанкара также основал 4 матха на четырех противоположных концах Индостана (в Канчипураме, Шрингери, Двараке и Пури). Их настоятели носят титул Джагадгуру («Учитель всего мира») Шанкарачарья и руководят сампрадаей. Раньше в Дашанами принимали только брахманов. Сейчас это правило соблюдают лишь в 3 орденах.
Вооруженные отряды нагов-дашанами появились еще раньше, чем нагов-рамананди. В прошлом первые враждовали с последними и между собой за контроль над центрами паломничеств и торговлей лошадьми и верблюдами. Также наги боролись с мусульманами и англичанами. В подражание Шиве наги курят гашиш и покрывают свое тело пеплом, остающимся от сожжения коровьего навоза (все, что исходит из коровы, которая почитается в индуизме священным животным, также считается священным). Отдельные подвижники-виры («герои») намазываются пеплом сожженных трупов, доводят себя до экстаза продолжительными плясками, кастрируют себя, наносят себе кровавые раны.
Большинство шиваитов полагает, что достичь мокши и слиться с Шивой могут только саньясины. Основа садханы аскетов-шиваитов — это раджа-йога и производные от нее виды йоги.