Этапы обучения движениям
Основы обучения движениям.
При обучении двигательным действиям ставится задача – довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.
Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.
Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи, действие происходит под постоянным контролем сознания.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.
Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.
Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.
Первый этап. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
• создать общее представление о двигательном действии;
• научить частям (элементам) техники этого действия;
• сформировать общий ритм двигательного акта;
1-ый этап Ознакомление, первоначальное объяснение И разучивание движения Краткая характеристика этапа: очень замедленное или раздельное выполнение; нестабильные итог; очень низкая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий, даже в деталях |
2-ой этап Формирование двигательного умения Углубленное детализированное заучивание Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог, невысокая устойчивость, прочное запоминание, осознанный контроль действия |
3-ий этап Формирование двигательного навыка Достижения двигательного мастерства Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия |
• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения целесообразно проводить только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью, подводящих упражнений.
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких двигательных рефлексов.
Второй этап. Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе.
Основные задачи этого этапа:
• углубленно понять закономерности двигательного действия;
• уточнить технику действия по её пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
• усовершенствовать ритм выполнения движения;
• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. Но на этом этапе при повышении качества действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.
Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Для того чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным движением в разнообразных условиях его применения, необходимо использовать приобретенный навык как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования в нестандартных условиях.
Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:
• закрепить навыки и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
•избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат и двигательном действии;
• совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, и т.п.; усложнять задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.