Приход Александра в Иерусалим.


Осада Тира и Газы.

Сидон, разрушенный Артаксерксом III, встретил Алек­сандра с раскрытыми объятьями.

 

Тиряне же, давние соперники сидонцев, отказались покориться, но Тир был очень важен для морской мощи Персии, и, стремясь его покорить, Александр начал осаду города к концу 333 года. Семь месяцев спустя Тир был взят и жестоко наказан: мужчины перебиты, женщины и дети проданы в рабство.

После падения Тира продвижение Александра на юго-за­пад в течение двух месяцев сдерживало сопротивление Газы, величайшего укрепления персов, охранявшего подходы к Егип­ту.

Египет ненавидел персов и открыл ворота крепостей.

Жрецы провозгласили Александра сыном Ра.

Зимует в Египте. Александрия Египетская.

Причину безразличия евреев к Александру: ничего не изме­нилось, кроме имени нового языческого владыки: правители, размер дани, статус Храма — все осталось, как при персидских царях.

Между тем финикийцы и следовавшие [за Александром] хуфейцы полагали, что наверное гнев царя падет на иудеев и он решит предать город разграблению, а первосвященника со всею семьею гибели.

Однако на деле вышло совсем не то: Александр еще издали заметил толпу в белых одеждах и во главе ее священников в одеяниях из виссона, первосвященника же в гиацинтового цвета и золотом затканной ризе с чалмою на голове и золотой на ней дощечкой, где было выгравировано имя Господне, и потому один выступил вперед, преклонился пред именем Божиим и первый приветствовал первосвященника. Когда же иудеи единогласно громко приветствовали Александра и обступили его, цари сирийские и все прочие были поражены поведением его и подумали, не лишился ли царь рассудка.

Тогда Парменион [990] подошел к царю и на вопрос, почему он теперь преклоняется перед первосвященником иудейским, когда обыкновенно все преклоняются пред Александром, получил следующий ответ: "Я поклонился не человеку этому, но тому Богу, в качестве первосвященника которого он занимает столь почетную должность. Этого [старца] мне уже раз привелось видеть в таком убранстве во сне … и, когда я обдумывал про себя, как овладеть мне Азией, именно он посоветовал мне не медлить, но смело переправляться [через Геллеспонт].

При этом он обещал мне лично быть руководителем моего похода и предоставить мне власть над персами. С тех пор мне никогда не приходилось видеть никого в таком облачении. Ныне же, увидав этого человека, я вспомнил свое ночное видение и связанное с ним предвещание и потому уверен, что я по Божьему велению предпринял свой поход, что сумею победить Дария и сокрушить могущество персов и что все мои предприятия увенчаются успехом".

Сказав это Пармениону и взяв первосвященника за правую руку, царь в сопутствии священников пошел к городу. Тут он вошел в храм, принес, по указанию первосвященника, жертву Предвечному и оказал при этом первосвященнику и прочим иереям полное почтение. Когда же ему была показана книга Даниила, где сказано, что один из греков сокрушит власть персов [991], Александр был вполне уверен, что это предсказание касается его самого. В великой радости отпустил он народ по домам, а на следующий день вновь собрал его и предложил требовать каких угодно даров.

Когда же первосвященник испросил разрешения сохранить им старые свои законы и освобождения на седьмой год от платежа податей, царь охотно согласился на это. Равным образом в ответ на просьбу разрешить также вавилонским и мидийским иудеям пользоваться прежними законами он охотно обещал им исполнить все их просьбы. Когда же он сам обратился к народу с предложением принять в ряды своих войск всех, кто того захочет, причем им будет предоставлено право не изменять своих древних обычаев, но жить, не нарушая их, многим очень понравилось это, и они согласились участвовать в его походах. Флавий, книга 11

Книга Даниила – возможно, написана значительно позже.

За Вавилонских и Мидийских евреев еще рано просить – Персия не разгромлена!

Греческие и римские авторы, писавшие о жизни и деяниях Александра — Арриан, Диодор, Плутарх и Курций, — хранят почти полное молчание о кратком периоде пребывания Александра в Палестине.

Они упоминают только город Газу, гарнизоном которой командовал персидский военачальник и которая сопротивлялась Александру на протяжении двух месяцев

Посещение Александром Иерусалима не является историческим эпизодом, о котором греки «забыли» рассказать и который «случайно» сохранился у Иосифа. Это исторический миф, сочиненный для того, чтобы изобразить встречу царя с евреями и восхвалить обе стороны. И этот миф, конечно, является предметом исследования не историка, а литературоведа – Чериковер!

При этом историки согласны в том, что Иудея получила подтверждение статуса, который был сформулирован еще персами.