На физическое развитие и жизнедеятельность человека


Степень и условия влияния наследственности

Естественное становление основных физических качеств.

Ловкость – способность быстро и рационально координировать движение тела – наиболее интенсивно развивается при освоении различных движений с 7 до 12 лет, затем до 14–15 лет этот процесс стабилизируется, после чего ловкость вновь несколько повышается до 17–18-летнего возраста, т.е.8 наиболее благоприятный период для освоения различных движений совпадает с юношеским возрастом.

Быстрота – это способность в наименьшее время выполнить то или иное однократное действие или осуществлять заданную работу. Это физическое качество достигает своего естественного максимума к 15–17 годам, а потом ухудшается.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

Сила (как двигательное качество) – способность преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Естественное становление силы человека в онтогенезе отличается неравномерностью развития отдельных мышечных групп (особенно разгибателей и сгибателей) в различные возрастные периоды. Однако максимум силовых качеств человека проявляется в возрасте 20 - 40 лет.

Выносливость – способность организма бороться с утомлением. После сложных раскоординированных периодов роста сердца, дыхательной системы, развития функций эндокринной системы в подростковом и юношеском возрасте естественная стабилизация и синхронизация работы всех этих органов и систем наступают сравнительно поздно в 25–30 лет и даже в более старшем возрасте.

В этот же период достигают естественного максимума показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и максимального потребления кислорода (МПК), что также характеризует уровень выносливости.

Таким образом, значительное совершенствование каждого из физических качеств в житейских, профессиональных или спортивных целях происходит наиболее продуктивно в благоприятные периоды их естественного становления у человека в онтогенезе.

 

Весь комплекс становления морфологических функциональных показателей физического развития человека обусловлен внутренними факторами и внешними условиями. Существенным внутренним фактором является генетически заложенная программа наследственности. Однако наследственность по своей структуре не однозначна. Есть наследственные факторы, явно выраженные (иногда и патологические), и факторы «предрасположенности» организма индивида к тем или другим отклонениям при нормальном развитии его естественных морфологических или функциональных свойств. Последние могут проявиться в многолетнем процессе становления и жизнедеятельности только при определенных режимах и в конкретных условиях воздействия внешней среды. Однако и в этом случае нельзя говорить о фатальности проявления этой наследственности.

Задачи и возможности физической культуры заключаются именно в том, чтобы повысить устойчивость организма к негативным факторам посредством регулярных занятий, направленного подбора физических упражнений и использования других средств физической культуры. Тем самым можно препятствовать проявлению негативной наследственной предрасположенности, включив компенсаторные механизмы организма.

Подобные задачи физическая культура способна решать в процессе физического воспитания самостоятельно или совместно с меди­цинскими мероприятиями путем лечения движениями (кинезиотерапии) в лечебной физической культуре (ЛФК).