БИРКАТ ГА-АМАЗОН

ШМОНЭ ЭСРЭ О ХАНУКЕ

Иосиф Флавий, Иудейская война

1. 4. Зная‚ что Антиох не вынесет переворота спокойно‚ Иуда набрал войско из своих соплеменников‚ заключил (первый‚ кто это сделал) союз с римлянами и при вторичном вторжении Эпифана отбил его назад со значительным уроном. Одушевленный новой победой Иуда бросился на находившийся в городе гарнизон (последний все еще не был уничтожен)‚ выгнал солдат из Верхнего города в Нижний‚ называемый Акрой‚ овладел храмом‚ очистил весь двор‚ окружил его стеной‚ заменил прежнюю оскверненную утварь новой‚ воздвигнул новый алтарь и‚ по окончании всех этих работ‚ возобновил в храме порядок жертвоприношений.

Когда после разрушения Второго Храма был установлен единый текст молитвы, то мудрецы указали, что в Хануку надо добавлять специальную вставку "Аль hа-нисим" ("И за чудеса").

ЗА ЗНАМЕНИЯ, И ЗА ИЗБАВЛЕНИЕ, И ЗА МОГУЩЕСТВО [ТВОЕ], И ЗА СПАСЕНИЕ [КОТОРОЕ ТЫ ДАРУЕШЬ НАМ], И ЗА ВОЙНЫ, КОТОРЫЕ ТЫ СДЕЛАЛ [ПОБЕДОНОСНЫМИ] ДЛЯ ОТЦОВ НАШИХ В ТЕ ВРЕМЕНА, В ЭТИ ЖЕ ДНИ [ГОДА]…

В ДНИ МАТИТЬЯГУ, СЫНА ИОХАНАНА, ХАШМОНАЯ, ПЕРВОСВЯЩЕННИКА, И ЕГО СЫНОВЕЙ, ЖЕСТОКОЕ ЦАРСТВО ЭЛЛИНСКОЕ ВЫСТУПИЛО ПРОТИВ НАРОДА ТВОЕГО, СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ЧТОБЫ ЗАСТАВИТЬ ИХ ЗАБЫТЬ ТОРУ ТВОЮ И НАРУШИТЬ ЗАКОНЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ВОЛЕЙ ТВОЕЙ; ТЫ ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ СВОЕЙ, СТОЯЛ ЗА НИХ, [СЫНОВ ИЗРАИЛЯ], КОГДА ОНИ ОКАЗАЛИСЬ В БЕДЕ, ЗАСТУПАЛСЯ ЗА НИХ, БЫЛ СУДЬЕЙ В ИХ СПОРЕ [С ВРАГАМИ], МСТИЛ ЗА НИХ: ОТДАЛ СИЛЬНЫХ В РУКИ СЛАБЫХ, И МНОГИХ - В РУКИ НЕМНОГИХ, И НЕЧИСТЫХ - В РУКИ ЧИСТЫХ, И ЗЛОДЕЕВ В РУКИ ПРАВЕДНИКОВ, И ПРЕСТУПНИКОВ В РУКИ ТЕХ, КТО ИЗУЧАЕТ ТОРУ ТВОЮ. И ПРОСЛАВИЛ ТЫ ИМЯ СВОЕ, ВЕЛИКОЕ И СВЯТОЕ, В МИРЕ ТВОЕМ, И НАРОДУ СВОЕМУ, ИЗРАИЛЮ, ДАРОВАЛ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ И ИЗБАВЛЕНИЕ В ЭТОТ САМЫЙ ДЕНЬ, И ТОГДА ПРИШЛИ СЫНОВЬЯ ТВОИ В СВЯТАЯ СВЯТЫХ ХРАМА ТВОЕГО, И ВЫБРОСИЛИ [ИДОЛОВ] ИЗ ТВОЕГО ДВОРЦА, И ОЧИСТИЛИ СВЯТИЛИЩЕ ТВОЕ, И ЗАЖГЛИ СВЕТИЛЬНИКИ ВО ДВОРАХ СВЯТИЛИЩА ТВОЕГО, И УСТАНОВИЛИ ЭТИ ВОСЕМЬ ДНЕЙ ХАНУКИ, ЧТОБЫ ВОЗНОСИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ХВАЛУ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ.

ТЫ, ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ, ВСТУПИЛСЯ ЗА НИХ В ЧАС БЕДЫ, ЗАЩИЩАЛ ИХ, СУДИЛСЯ ЗА НИХ, МСТИЛ ЗА НИХ, ОТДАЛ СИЛЬНЫХ В РУКИ СЛАБЫХ, И МНОГОЧИСЛЕННЫХ В РУКИ НЕМНОГИХ, И НЕЧИСТЫХ В РУКИ ЧИСТЫХ, И ЗЛОДЕЕВ В РУКИ ПРАВЕДНИКОВ, И ПРЕСТУПНИКОВ В РУКИ СОБЛЮДАЮЩИХ ТВОЮ ТОРУ; И ПРОСЛАВИЛ ТЫ ИМЯ СВОЕ, ВЕЛИКОЕ И СВЯТОЕ, В ТВОЕМ МИРЕ; А СВОЕМУ НАРОДУ, ИЗРАИЛЮ, ПОСЛАЛ ВЕЛИКОЕ СПАСЕНИЕ И ИЗБАВЛЕНИЕ В ЭТО ВРЕМЯ. И ПОСЛЕ ЭТОГО ПРИШЛИ СЫНОВЬЯ ТВОИ В СВЯТАЯ СВЯТЫХ ТВОЕГО ХРАМА, И ВЫКИНУЛИ (ИДОЛОВ) ИЗ ТВОЕГО ДВОРЦА, И ОЧИСТИЛИ ТВОЕ СВЯТИЛИЩЕ, И ЗАЖГЛИ СВЕТИЛЬНИКИ ВО ДВОРАХ ХРАМА, И УСТАНОВИЛИ ЭТИ ВОСЕМЬ ДНЕЙ ХАНУКИ, ЧТОБЫ ВОЗНОСИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ И ХВАЛУ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ.

ВАВИЛОНСКИЙ ТАЛМУД (ТРАКТАТ ШАББАТ, 21-Б)

ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

" обновление переносного Святилища в пустыне (ханукат hа-мишкан) продолжалось восемь дней: семь дней подготовки коhаним плюс один день - начало работы жертвенника (Ваикра, 8,9);

" обновление Первого Храма (ханукат байт-ришон), построенного Шломо, продолжалось восемь дней: семь дней праздника плюс один день ацерет (собрание) (Млахим 1, 8:66; Диврей hа-ямим 2, 7:8-9);

" очищение и обновление Храма (тиhур бейт hа-Шем) во времена Хизкияhу - восемь дней (Диврей hа-ямим 2, 29:17);

" обновление Второго Храма вернувшимися из Вавилонии евреями продолжалось, скорее всего, восемь дней (хотя прямого указания на это в источниках найти не удалось): даже торжественное открытие вновь отстроенных стен Иерусалима в то же время вылилось в восьмидневный праздник ("Иудейские древности", 11, 5:8).

Незадолго до разрушения Второго Храма в Иерусалиме был составлен небольшой (около 40 предложений) свиток - Мегилат Таанит. В нем перечисляются праздничные и памятные даты, которые отмечали в то время. О Хануке говорится коротко:

"ДВАДЦАТЬ ПЯТОГО ЧИСЛА (МЕСЯЦА КИСЛЕВ) НАЧИНАЮТСЯ ВОСЕМЬ ДНЕЙ ХАНУКИ, В КОТОРЫЕ НЕ СПРАВЛЯЮТ ТРАУР".

Несколько столетий спустя к Мегилат Таанит было добавлено приложение, известное как Схолион (сборник мидрашей), агада из которого цитируется Талмудом.

ЕСЛИ ВЕРБЛЮД ИДЕТ ПО УЗКОЙ УЛИЦЕ С ТЮКАМИ ВАТЫ, И ТЮК ВАТЫ, ПОПАВ В ЛАВКУ, ЗАЖЕГСЯ ОТ СВЕЧИ, КОТОРАЯ ТАМ СТОЯЛА, И В РЕЗУЛЬТАТЕ СГОРЕЛ ДОМ, В КОТОРОМ БЫЛА ЛАВКА, ТО - ХОЗЯИН ВЕРБЛЮДА ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ЗА ЭТО. ЕСЛИ ЖЕ ЭТА СВЕЧА СТОЯЛА НА УЛИЦЕ, ТО ТОГДА - ХОЗЯИН СВЕЧИ ПЛАТИТ ЗА ЭТО. ЕСЛИ ЭТА СВЕЧА БЫЛА ХАНУКАЛЬНАЯ, - ТО ОН НЕ ПЛАТИТ, ПОТОМУ ЧТО ОСТАВЛЯТЬ ХАНУКАЛЬНЫЕ СВЕЧИ У ВХОДА В ДОМ, НА УЛИЦЕ, ЯВЛЯЕТСЯ МИЦВОЙ.

В начале второй главы трактата "Шаббат" Мишна перечисляет те масла и фитили, которые не годятся для зажигания субботних свечей. (Мы знаем, что "нер" (свеча) в Талмуде - это не твердая восковая или парафиновая свеча, а сосуд, в который наливается масло и опускается фитиль. Сегодня все, кто хочет получше выполнить заповедь зажигания ханукальных свечей, тоже старается пользоваться маслом, но это не обязанность.) Обсудив все те масла, которые плохо горят, и фитили, по которым плохо поднимается масло, Талмуд задает вопрос: а как насчет Хануки? Годятся ли плохие материалы для ханукальных свечей, или они тоже забракованы?

ЧТО ТАКОЕ ХАНУКА?

25-Е КИСЛЕВА - НАЧАЛО ВОСЬМИ ДНЕЙ ХАНУКИ. В ЭТИ ДНИ НЕ ОПЛАКИВАЮТ УМЕРШИХ И НЕ ПОСТЯТСЯ.

<...> КОГДА ГРЕКИ ВОШЛИ В ХРАМ, ТО ОСКВЕРНИЛИ ВСЕ МАСЛО, КОТОРОЕ ТАМ НАХОДИЛОСЬ; А КОГДА ДИНАСТИЯ ХАШМОНАИМ ОКРЕПЛА И ПОБЕДИЛА ИХ, ТО НАШЕЛСЯ ТОЛЬКО ОДИН КУВШИНЧИК С МАСЛОМ, ЗАПЕЧАТАННЫЙ ПЕЧАТЬЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА (КОHЕН ГАДОЛЬ), И БЫЛО В НЕМ МАСЛА ДОСТАТОЧНО ТОЛЬКО НА ОДИН ДЕНЬ ГОРЕНИЯ; ПРОИЗОШЛО ЧУДО И ЗАЖИГАЛИ ОТ НЕГО ВОСЕМЬ ДНЕЙ. НА ДРУГОЙ ГОД ЭТИ ДНИ СДЕЛАЛИ ПРАЗДНИЧНЫМИ, ПОСТАНОВИВ ЧИТАТЬ ВОСХВАЛЕНИЯ И БЛАГОДАРЕНИЯ. (В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ) ЗАПОВЕДЬ ХАНУКИ - КАЖДАЯ СЕМЬЯ ЗАЖИГАЕТ ОДНУ СВЕЧУ"

(Вавилонский Талмуд, Шабат, 21)