Культуры
Феномен современного общества
Физическая культура и спорт как социальный
Общекультурной и профессиональной
Физическая культура и спорт в
Бисеров В. В.
Физическая культура
Учебное пособие
Научный редактор –
доц., канд. пед. наук А. В. Шишкина
Екатеринбург
УГТУ-УПИ
УДК 796 (075. 8)
ББК 75.1я 73
Ф 50
Рецензенты:
Уральская государственная сельскохозяйственная академия (УрГСХА, доц., канд. пед. наук Е.А. Слушкина); заслуженный тренер РФ, зав. научно - исследовательской лабораторией УрГУФК, доц. канд. пед. наук Б.Ф. Вашляев
Ф 50 Физическая культура: учебное пособие/ В. В. Бисеров, И. В. Рукина,
Т. Л. Мухтарова, М. С. Бородулина, Л. Л. Брёхова. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 275 с.
ISBN 978-5-321-01361-8
Учебное пособие предназначено для студентов технических факультетов дневной формы обучения УГТУ – УПИ для изучения ознакомления с общими понятиями теории и методики физической культуры, эстетики физической культуры и спортиа, биологических и социальных основ этой дисциплины.
Библиогр.: 40. Табл. 19. Рис. 12.
УДК 796 (075. 8)
ББК 75. 1я 73
ISBN 978-5-321-01361-8 © Уральский государственный технический
университет – УПИ, 2008
© В. В. Бисеров
И. В. Рукина
Т. Л. Мухтарова
М. С. Бородулина
Л. Л. Брёхова, 2008
Учебное издание
БисеровВячеслав Владимирович
РукинаИрина Валерьевна
МухтароваТатьяна Леонидовна
БородулинаМарина Сергеевна
БрёховаЛюдмила Леонидовна
Физическая культура
Редактор О.С. Смирнова
Корректор М.Ю. Петров
Компьютерный набор Т.Л. Мухтаровой
ИД № 06263 от 12.11.2001 г.
Подписано в печать 17.07.08 Формат 60 х 84 1/16
Бумага типографская Плоская печать Усл. печ. л. 18,04
Уч. - изд. л. 15,1 Тираж 100 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел УГТУ – УПИ
620002, Екатеринбург, Мира 19
Ризография НИЧ УГТУ – УПИ
620002, Екатеринбург, Мира
Глава 1
подготовке студентов
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности человека и, что важно, в определенных исторических и современных условиях. Результаты культурной деятельности человека фиксируются и отражаются в духовных и материальных ценностях. Эта деятельность создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений, жизнедеятельность которых проходит в новых условиях. Все эти признаки присущи, и современной физической культуре.
1.1.1. Физическая культура – часть общечеловеческой
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, самостоятельный вид деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Она оказывает определенное влияние не только на разностороннее формирование человека как личности, но и на развитие семейных, производственных и современных общественных отношений. Физическая культура представлена в обществе совокупностью духовных и материальных ценностей. К первым относится соответствующая информация, произведения искусства, созданные и создающиеся разнообразные виды спорта, игры, комплексы и системы физических упражнений, этические и моральные нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. Ко вторым можно отнести созданные и постоянно совершенствующиеся спортивные сооружения, инвентарь, экипировку, специальное оборудование и др.
Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в общественной практике и повседневной жизни каждого человека. Однако, рассматривая это определение, всегда следует помнить о том, что данный феномен жизни современного человека на каждом этапе развития общества всегда имел и имеет глубокие биологические корни, питающие раскидистую крону древа активной жизнедеятельности каждого человека.
Движение (активная двигательная деятельность) — одно из главных составляющих биологического обеспечения жизнедеятельности организма человека (и клеток, и тканей, и органов, и физиологических систем).
В эволюционном плане все составляющие организма человека развивались и совершенствовались на основе движения и поэтому требуют его постоянно, как для своего развития, так и для поддержания функциональных возможностей каждого человека. Актуальность этого положения возрастает по мере неуклонного сокращения двигательной активности современного человека.
Таким образом, в своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, позволяющих формировать необходимые умения и навыки, развивать физические способности, оптимизировать состояние здоровья, психическую устойчивость и в целом обеспечивать высокую работоспособность в течение всей жизни.
История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных системах физических упражнений, видах спорта отчетливо наблюдаются многочисленные элементы основных форм физической активности человека в древности. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов Древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов.
В историческом развитии отдельных видов спорта и различных систем физических упражнений явно просматривается их связь с условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, быта и отдыха человека. Кроме того, многие изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели и зависят от прогресса техники, от результатов научных открытий. С этими же и другими социальными факторами тесно связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивных тренировок, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса.