Гзерот Антиоха
Восстание в Иерусалиме и гонения против евреев.
Антиох IV.
В Иерусалиме Товиады ищут замену Онии – Иошуа – Ясон.
Брат. Выполнял функции и.о. в отсутствие брата.
Это компромиссное решение, но кардинально менять власть не решились.
Ясон едет к Антиоху. К 300 талантов податей обещает еще 60 и 80.
И еще 150, если будет позволено построить гимнасий и эфебион (высшая школа). Из эфебия рекрутировались сторонники эллинизаторов – около 3000 человек! Они же получали гражданство!
ПЕТАС – широкополая шляпа Гермеса. Обрезание!!!
ВПЕРВЫЕ пост первосвященника куплен. Но он хотя бы из рода Леви.
Реформы – От ЭТНОСА к ПОЛИСУ. Демос, гражданство богатых в Антиохии-Иерусалиме.
Буле – совет города – возможно, это герусия? Вряд ли поменяли аристократию. 175 г.
Но это не отступление от иудаизма (как ни странно – вера отцов почиталась и в Греции как основа общества).
Фактически Иерусалим был проектом Ясона. Теоретически его основателем именовался Антиох.
Около 172 г. Антиох приехал в Иерусалим, где его встречал «Ясон и город» (полис)!.
Интересно, но критики Ясона нигде не говорят, что он посягнул на законы Моше.
На соревнования в Тире делегация из Иудеи привезла 300 драхм. Обычно на пожертвования богу города. В данном случае – Мелькарт-Геракл. Но евреи просили передать деньги на строительство гребных судов.
Собственно, все реформы за прекращение самоизоляции. Будем как все народы.
175 – 172 гг. – мало что известно о событиях в Иудее.
Антиох рассчитывал на Иерусалим как на плацдарм в возможной войне с Птолемеями.
Товиады решили сместить Ясона – ведь он из рода священников и мог в любой момент отступить. Хотя его деятельность по эллинизации была обширна!
Менелай – брат того Шимона, который доносил на Онию! Он не из рода Леви.
Менелай в Антиохии (помощник Ясона) и обещает еще 300 талантов за пост.
Возвращается первосвященником. Но нужно платить деньги.
Однако попытка закончилась столкновениями, народ поддержал Ясона и Товиады вынуждены были обратиться к Антиоху за помощью.
С храмовыми сосудами Менелай снова едет в Антиохию. Здесь его застает Ония III. Помощник Антиоха – Андроник – по наущению Менелая убил Онию. Но царь казнил его за этот поступок!
В Иерусалиме тоже стало известно о хищении сосудов. Гражданская война. Заместитель Менелая – Лисимах – выставил 3000 воинов (эфебионцы?!), но потерпел поражение и был убит восставшими.
В Антиохию отправились обвинители Менелая. Он на грани казни. Взятка. Обвинили представителей герусии и казнили.
Причины:
- характер царя. Очень странно себя вел. Шлялся с беднотой. Раздавал богатства. Выступал на подмостках.
- преданность эллинизму. Правда, давал денег грекам, восстанавливал города и греческие храмы. Скорее он был римлянином – с Римом нужно дружить. Его не интересовала идея распространения эллинизма. Скорее – идея укрепления центральной власти.
- религиозная унификация государства. Причем под новое божество под именем Антиох. Это было внове. Возможно, он хотел видеть себя Зевсом, или сирийским Баал-Шамином, полагая, что Бог Израиля вполне может быть поглощен тем же Зевсом.
- политическая унификация государства. Селевкия – лоскутное государство, и править им было очень сложно.
- источник гонений вовсе не Антиох, а еврейская элита из его сторонников. (Бикерман).
Все эти взгляды стоит учитывать,
НО – они не дают главного ответа – как могло возникнуть РЕЛИГИОЗНОЕ гонение в плюралистическом античном государстве.