Индивидуальная беседа
Анализ документов
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Каждый командир должен знать о своем подчиненном:
· фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность;
· род занятий до военной службы;
· семейное положение;
· успехи и недостатки в боевой подготовке;
· деловые и морально-психологические качества.
К основным методам изучения личности военнослужащего относятся:
Ø анализ документов;
Ø индивидуальная беседа;
Ø наблюдение;
Ø метод экспертного опроса;
Ø психологическое тестирование.
Работа с документами – это важная, ответственная и трудоемкая деятельность, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. При работе с документами анализируются:
· автобиография;
· карта профессионального психологического отбора;
· анкеты;
· характеристики;
· различные справки, заявления, отзывы и т.д.
Предметом изучения должны стать:
· социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;
· особенности непосредственного социального окружения – семья, школа, производственный коллектив, сверстники и друзья;
· содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;
· основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.
Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить данные с места работы или учебы, из отделения милиции, от родителей.
Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего. Её основной задачей является первичное индивидуальное знакомство с ним. В ходе беседы, которая должна проходить в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает офицер в ходе беседы, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности.
При умелом проведении беседы, полученная информация позволяет оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания подчиненного, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах. Результаты беседы позволяют составить психологический портрет, на основе которого целесообразно строить дальнейшую индивидуальную работу с военнослужащим.
Индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.
Одно из главных условий эффективности беседы – тщательная подготовка к ее проведению. Она включает предварительное изучение всей имеющейся информации, определение на этой основе основной цели беседы, последовательность постановки вопросов. Другое требование к беседе – её непринужденный характер. Поэтому она должна проходить в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерываться. Вопросы должны быть простыми и понятными, их постановка должна способствовать развертыванию целостного рассказа подчиненного о себе, своей жизнедеятельности трудностях прохождения военной службы.
Беседа не должна вылиться в опрос. Предварительно намеченные вопросы не должны ограничить содержание беседы – они лишь основные ориентиры её общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана. Всю полученную информацию об особенностях личности военнослужащего, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. В процессе беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.