Личность и воинская деятельность
Учебные материалы
Методические указания по отработке учебных вопросов
Методические указания по введению
Занятие начинается в лекционной аудитории с приема преподавателем доклада дежурного по учебному отделению, проверки наличия студентов, их внешнего вида и готовности к занятию. Преподаватель объявляет тему, цели и учебные вопросы лекции, указывает актуальность и взаимосвязь учебного материала с предыдущими и последующими занятиями.
Учебные вопросы лекции излагаются в их диалектическом развитии с анализом и обобщением условий и факторов, влияющих на их содержание и применение. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые определения и формулировки должны быть насыщены глубоким теоретическим содержанием. Изложение каждого учебного вопроса завершается краткими выводами, логически подводящими к следующему вопросу лекции.
Рассмотрение первого учебного вопроса начать с предложения студентам самостоятельно определить объем и содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «социализация личности». После обобщения ответов студентов преподаватель излагает и дает под запись первый учебный вопрос занятия: «Личность и воинская деятельность». При этом обратить внимание студентов на то, что личность не является статичным феноменом, а представляет собой сложной целостное системное явление, формирование и развитие которого определяется образом жизни и социальными отношениями, формирующимися в процессе воинской деятельности, а также идеологией, религией, политикой и другими явлениями общественного сознания,
При рассмотрении второго вопроса выделить основные методы изучения личности военнослужащих, кратко охарактеризовать их специфику и содержание, акцентируя внимание студентов на необходимость их комплексного применения.
Методические указания по заключению:
Преподаватель делает общий вывод, отвечает на возникшие вопросы и проверяет усвоение студентами изученного на занятии материала путем постановки контрольных вопросов. Подводит итоги занятия, дает общий анализ активности студентов на занятии, выставляет оценки за ответы и активное участие в процессе занятия.
Выдает задание на самоподготовку:
1. Закрепить и углубить учебный материал лекции, изложенный в учебном пособии: Полторак С.Н. Военная подготовка. – М.: Гардарики, 2004. – С. 216-252.
2. Составить индивидуальную социально-психологическую карту.
Личность является объектом изучения философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и других наук, исследующих сущность и самореализацию человека в различных аспектах деятельности, социальных отношениях и общения. Именно в их предметных направлениях через фиксируемое в понятии «личность» индивидуальное проявляются наиболее общие черты конкретного общества и образующих его социальных групп. Поэтому для понимания сущности личности следует обратиться к диалектике природного и социального в человеке, четко развести содержание понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность».
Человек вышел из чисто биологического мира, приобретя такие родовые отличия как коллективизм и сознание, способность к коллективному труду и созданию техники, творчеству в материальной и духовной сферах. Именно эти сущностные силы делают высшее животное человеком. С другой стороны, новые социальные качества не изменили природную суть человека, который, будучи частью природы и материальным образованием, подчиняется физико-химическим и биологическим законам. Таким образом, человек предстает как природно-социальное существо, обладающее сознанием, речью, способное создавать технику и использовать её в процессе деятельности.
Но эти родовые свойства, как свидетельствуют научные факты (феномен «Маугли»), не передаются людям генетически, а формируются у них в течение всей жизни в процессе усвоения социального опыта, накопленного человечеством. Поэтому теоретическая мысль, подчеркивая социальную природу человека, обращает внимание и на присущие ему как представителю биологического вида морфологические свойства, биопсихологические задатки, без которых формирование социальных качеств невозможно. Это обстоятельство фиксируется в содержании понятия «индивид», под которым понимается биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Поэтому индивидом вполне обоснованно можно считать и новорожденного, и психически больного. Поскольку в природе нет индивидов, которые были полностью тождественны друг другу, нельзя обойти вниманием и понятие «индивидуальность», используемое для обозначения особенного, специфического, неповторимого, отличающее одного индивида от другого.
С учетом вышеизложенного выделим два важных момента:
Во-первых, личность социальна по своей сущности и происхождению. И если социология и философия под личностью понимает сознательного индивида, занимающего определенное положение в обществе и выполняющего определенную общественную роль, то психология конкретизирует это понятие, трактуя личность как социально-психологическую сущность человека. Иными словами личность предстает как сложный комплекс индивидуально своеобразных психических процессов, свойств и преобладающих состояний.
Во-вторых, формирование личности военнослужащего определяется следующими факторами воинской деятельности:
· социальные отношения;
· идеология, религия, политика;
· образ жизни;
· условия жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Личность военнослужащего как целостное системное явление имеет свое содержание, под которым понимают духовный мир человека, его индивидуальное сознание, являющееся своеобразным отражением сознания общественного, социальной и природной среды. В качестве элементов индивидуального сознания выделяют представления, понятия, взгляды и убеждения.
Индивидуальное сознание может быть разделено на ряд сфер. Центральную часть духовного мира составляет мировоззрение, представляющее систему предельно общих взглядов на мир, на место человека в этом мире и его отношение к миру. Не менее важное место в содержании личности принадлежит нравственному и правовому сознанию. Усвоенные нормы морали и законы представляют собой систему ценностных ориентаций, определяющих социальное поведение человека. К содержанию личности относятся также такие атрибуты сознания как знания, специальные навыки и умения – составные компоненты воинского мастерства.
Наиболее устойчивые связи и отношения между элементами индивидуального сознания образуют структуру личности. В ней выделяют следующие основные психические свойства:
Ø направленность личности;
Ø характер личности;
Ø способности личности;
Ø темперамент личности.
Направленность является центральным и важнейшим свойством личности, в котором отражается динамика развития человека как социального существа, тенденции его поведения. Под ней мы будем понимать совокупность наиболее устойчивых отношений к существенным сторонам жизни и службы, различным социальным ценностям, ведущих мотивов деятельности и поведения. Ядро направленности составляют идейные убеждения и нравственные принципы, мировоззренческие взгляды на основные военно-политические и социальные проблемы, ставшие руководящими для деятельности военнослужащего, определяющими его активность и избирательность отношений.
Подчеркнем, что направленность личности является его обобщенной характеристикой в аспекте того, к чему он стремится, что он ценит в жизни и как поэтому воспринимает внешние воздействия. Учитывая, что познание направленности человека представляет собой сложный процесс, подчеркнем, что она определяется материальными и духовными потребностями человека, формирующими его цели. И если значительное количество материальных потребностей определяется биологической сущностью человека, то духовные относятся к так называемому ориентировочному рефлексу, тесно связанному с материальными. При этом нельзя забывать, что отсутствие или сведение к минимуму духовных потребностей закономерно приводит к деградации личности.
Появляющиеся потребности трансформируются в мотивы (пробуждения к деятельности), среди которых выделяют влечения, желания, хотения, интересы и склонности. В отличие от влечений, представляющих собой неосознанные потребности, остальные мотивы, особенно желания и хотения, являются осознанными, приводящими к активным действиям. Поэтому офицер-воспитатель в своей педагогической практике может опираться на них. В свою очередь знание направленности дает представление о преобладающих стремлениях человека, позволяет правильно оценивать и прогнозировать его поступки и их мотивы, определить главные пути формирования направленности личности военнослужащего:
Ø формирование научного мировоззрения;
Ø утверждение патриотизма и интернационализма, гордости за службу в армии, за свою военную профессию;
Ø развитие интереса к своей профессии;
Ø соединение потребностей личности с потребностями воинского коллектива и общества в целом.
Непосредственно к направленности личности примыкает характер, под которым понимают способность военнослужащего действовать в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Он представляет совокупность наиболее устойчивых индивидуальных черт личности, в которых закрепляется отношение человека к типичным условиям и требованиям службы, а также соответствующие способы реагирования.
Особенно ярко вырисовывается характер в сложной обстановке, когда предъявляются повышенные требования, требующие проявления таких качеств, как смелость, самоотверженность, мужество, стойкость, осознание воинской чести, взаимовыручка и др.
Отдельные свойства характера взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, образуют целостную организацию, именуемой структурой характера.
В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в конкретных условиях.
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера:
1. Самоуверенность – неуверенность.
2. Согласие, дружелюбие – враждебность.
3. Сознательность – импульсивность.
4. Эмоциональная стабильность – тревожность.
5. Интеллектуальная гибкость – ригидность.
Среди частных свойств характера, влияющих на частные ситуации, выделим следующие:
Ø общительность – замкнутость;
Ø лидерство – подчиненность;
Ø оптимизм – уныние;
Ø совестливость – бессовестность;
Ø смелость – осторожность;
Ø впечатлительность – «толстокожесть»;
Ø доверчивость – подозрительность;
Ø мечтательность – практицизм;
Ø деликатность – грубость;
Ø самостоятельность – конформизм (зависимость от группы);
Ø миролюбие – агрессивность.
Оценивая характер личности, обращают внимание на отношения воина:
· к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
· к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм: альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
· к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.п.).
В зависимости от доминирования одних свойств характера над другими выделяют 12 типов акцентуации характера:
1. Гипертимический(гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен,, самостоятелен, склонен к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.
2. Дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.
3. Циклоидный – циклически меняющаяся общительность (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
4. Эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у людей такого типа чаще печальное настроение.
5. Демонстративный – ярко выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычные увлечения, наряды, ложь), легко забывает о своих неблаговидных поступках.
6. Возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка); склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе; активно и часто конфликтует.
7. Застревающий – акцентируется на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты»; служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной.
8. Педантичный – ярко выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.
9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
10. Экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
11. Интровертированный (шизоидный) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя ему свойственна повышенная ранимость.
12. Экстравертированный (конфортный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.
Каждая личность обладает своими специфическими способностями. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности классифицируются на:
Ø природные (естественные) – в основе своей биологические, обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
Ø специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на:
· общие, определяющие успехи человека в различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движения рук), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно - лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);
· теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям; сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
· учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новыми идеями, открытиями, изобретениями; высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
· способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные способности к взаимодействию с техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Отметим, что способности являются не статичными, а динамичными образованиями, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом в развитии способностей у военнослужащих является комплектность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих способностей.
Пути развития способностей военнослужащего:
Ø правильное назначение на ту или иную должность;
Ø постоянное внимание развитию тех психических процессов и качеств личности, которые необходимы для овладения определенной специальностью;
Ø развитие мышления;
Ø развитие интересов и склонностей;
Ø умение личности правильно оценить свои положительные качества и недостатки;
Ø участие в коллективных действиях.
Существенную сторону личности воина составляет его темперамент – свойство, характеризующееся особенностями протекания психических процессов, деятельности и поведения в целом. Темперамент тесно связан с характером и способностями, дополняет их и вместе с ними определяет облик личности. По основным показателям динамики нервно-психологических процессов – подвижность, импульсивность, уравновешенность различают четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать. Он проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность нервной системы предопределяет цикличность активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, холерик работает страстно, с полной отдачей, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все «невмоготу». Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада и депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Сангвиник – обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманы, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Флегматик – человек с инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях, прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель может вызвать «срыв», «ступор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность) могут ухудшиться результаты его деятельности. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя очень склонен предаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, не уверен в себе, вожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.