Вид отражения
| Основные этапы психического отражения
| Основные этапы развития поведения
|
I Стадия элементарной сенсорной психики
Физическое отражение –простейший вид отражения, способный отражать лишь начальные формы движения
| На его поздней стадии возникает элементарная чувствительность (тропизм), представляющая собой начальную форму приспособления простейших организмов к внешней среде на основе присущего им свойства раздражимости
| Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.)
|
II Перцептивная стадия
Физиологическое отражение соответствует органическому движению, на его низшей стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных: совершается всегда как ответ на внешнее раздражение и содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения
| На высшей стадии физиологического отражения сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие
| Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения
|
III Интеллектуальное поведение
Психическое отражение –
самый сложный и наиболее развитый вид отражения
| На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения
| Отражение межпредметных связей, ситуации в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации
|
На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей. Отражение определяется как путь познания:
- человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
- самоконтроль и самовоспитание;
- других;
- социальной жизни и социальных отношений
| Человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека
|