Новая внешняя политика
Международные отношения в годы Французской буржуазной революции конца 18 века
2. Венский конгресс и «Священный союз»
Французская революция 1789—1799 гг. изменила не только все дальнейшее социально-политическое развитие западных обществ, но и стала точкой отсчета новой эпохи в международных отношениях. Однако, как это ни удивительно, первоначально она не оказала практически никакого воздействия ни на систему международных отношений, ни на внешнюю политику отдельных государств.
Европейские правители полагали, что Франция вступила в длительную фазу внутренней анархии, которая на долгие годы ослабит ее позиции на международной арене. Предполагаемое политическое «умаление» извечного конкурента особенно приветствовали в Англии. Английский посол в Голландии писал, что до тех пор, «пока Франция находится в таком состоянии, Форин Офис может управлять любой осел», а премьер-министр Великобритании У. Питт Младший провозгласил наступление «эпохи мира» и даже за считаные недели до начала войны, в феврале 1792 г., предусматривал сокращение военных расходов. Внимание трех других держав «пентархии» — России, Австрии и Пруссии было отвлечено от событий на западе Европы решением польской проблемы, но и там высказывались похожие суждения, например австрийский канцлер Кауниц считал, что Франция «надолго погрязла в анархии и слабости».
В разительном контрасте с событиями последующих лет, когда французские армии наводнили Европу, политики в самых разных странах не увидели огромного потенциала качественно иной государственной моши, рожденной Французской революцией.
Будучи заявленным еще во время Войны за независимость США, в эпоху Французской революции впервые с такой отчетливостью и со столь масштабными последствиями для международных отношений был сформулирован принцип, который коренным образом изменил само развитие государственности стран западного мира, — принцип народного суверенитета. Знаменитая Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. содержала в себе поистине революционное утверждение: «...нация является главным источником всякого суверенитета». Тем самым качественным образом менялось само понимание государственной власти — как с точки зрения ее организации, так и с точки зрения ее легитимации. Не «милость Божья», не традиция, не «старое доброе право», а только нация является отныне и источником, и объяснением, и отправителем государственной власти. Именно нация придает государству его политическую форму, и именно из нее в конечном счете вытекают все виды и проявления государственной власти.
Естественно, что от провозглашения принципа до его полной реализации пролегла огромная дистанция, однако именно с Французской революцией во внешней политике начинается отсчет трех главных долгосрочных изменений — это ее демократизация, идеологизация и национализация.
Внешняя политика демократизируется, конечно же, не в том смысле, что народ отныне отправляет ее непосредственно. Онапо-прежнему находится в руках профессионалов и по большей части осуществляется традиционными дипломатическими средствами. Однако отныне народ через свое участие в политике, и в первую очередь через институты репрезентативной демократии, хотя и опосредованным образом, но все же мог воздействовать на те или иные внешнеполитические решения. Другой, не менее важной стороной демократизации внешней политики стал тот факт, что отныне широкие массы стали интересоваться происходящим на международной арене, занимать какую-то позицию. Политика перестала быть исключительно делом королей. Если квинтэссенцией государственной мудрости XVIII в. были слова Фридриха II о том, что в идеале народ должен не заметить, что его король ведет войну, то новую ситуацию гораздо точнее описывает высказывание одного из лидеров революционной группы жирондистов — Ж.-П. Бриссо: «Французская революция перевернула всю дипломатию. Хотя нации еще не стали свободными, теперь они обладают весом на политических весах; короли вынуждены считаться с их желаниями...» Феномен общественного мнения как фактор воздействия на внешнюю политику, в XVIII в. проявлявшийся лишь эпизодически и в отдельных стра