ГАРМОНИЯ.


 

5.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гармония: а) Одно из важнейших выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи в последовательности таких созвучий.
б) Созвучия, аккорды, а также их последовательность в каком-л. произведении или характерные для того или иного композитора, композиторской школы, направления. Характеризует развитие, эволюцию музыкального восприятия и творчества людей.

в) И как раздел в теории музыки - область изучения способов и правил построения, взаимосвязи аккордов.

 

Нас интересуют первые два определения.

При объединении звуков в созвучия в рамках определенного лада и тональности мы получаем аккорды, которые являются важнейшим средством для выражения изменения настроения и эмоций в произведении. Построение аккордов опирается на естественные акустические предпосылки, в первую очередь на Натуральный звукоряд (пример сыграть, флажелеты на гитаре). В последовательностях аккордов выявляются их ладовые функции некоторые воспринимаются как устойчивые (тоника), другие - как неустойчивые доминанта и субдоминанта. (пример) Гармония влияет на восприятие мелодии, участвует в созидании музыкальной формы. Соответственно зная гармоническое движение мы сможем предугадать завершение и начало того или иного построения в музыкальном произведении.

Также особенности гармонического языка составляют один из компонентов музыкального стиля - как стиля творчества какого-либо композитора, так и стиля, понимаемого в качестве более широкой музыкально-исторической категории, то есть жанра.

 

5.2. ИСТОРИЯ

Немного истории:

· Средние века, эпоха возрождения. В качестве первичной формы многоголосия использовался бурдон – звук (тон), на фоне которого разворачивается мелодия. Находился на квинте. Позже к квинте добавили терцию, но считалось такое созвучие диссонансным.

· Новое время. Появление мажора и минора и соответственно последовательностей аккордов в данных ладах, которые используются и в современной музыке.

· ХХ-ХХI века. Развитие хроматических ладов и атональных последовательностей, акорды изменились с терцовых на большесептово-тритоновые.

 

5.3. ГАРМОНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Вид аккомпанемента имеет большое значение для выражения характера музыки и очень часто связан с тем или иным ее жанром. Уже само гармоническое сопровождение мелодии придает ей значительную полноту.

Если же аккорды аккомпанемента изложены таким образом, что в нем заметную роль играет ритм, то его связь с характером музыки становится очень отчетливой. В современной музыке 80% произведений строятся на гармонии и только потом на нее накладывается мелодия.

Гармония может реализовываться различными способами – аккордовая техника, последовательное изложение звуков аккорда в том или ином порядке, то есть арпеджио, и даже последовательность нот, взятых по одной. Здесь можно провести аналогию с базисными шагами в танце – каждый такой базисный шаг ранее представлял собой целый танец, однако в дальнейшем он редуцировался до определенного модуля, клише, который мы используем для построения более сложных конструкций.

 

5.4. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Давайте разберем простейшие виды гармонических последовательностей

Различают два вида последовательностей:

1) strong тональная, каденсовая: состоит от 4 до 8 аккордов, тоника встречается часто, классическое движение T-S-D-T (проиграть)

2) non-strong или модальная: T-D-S-T (проиграть)

ПРИМЕРЫ: Moderat – Damage Done

 

УПРАЖНЕНИЕ: Смена аккорда в треке – смена позиции в пространстве (один трек разобрать)