ОПРЕДЕЛЕНИЕ
МЕЛОДИЯ
Мелодией называется одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом, то есть пространственном, частотном, определяющимся высотой звука, и метро-ритмическом, то есть временном, отношениях. Музыкальное содержание может быть передано одной мелодией без сопровождения. Одноголосные муз пр-я бывают с текстом и без него (пример, народные песни и танцы).
Мелодия есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Можно выделить три подхода к мелодии.
Первый подход. Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. "подголосками" (гетерофония). ПРИМЕР «Одинокий пастух»
Второй подход. В полифонической музыке налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как "горизонтальные", нежели "вертикальные" созвучия. ПРИМЕР Бах «Менуэт»
Третий подход. Это гомофонный стиль, в котором основой является последовательность аккордов, а в качестве мелодии часто рассматривается верхний голос данной гармонической структуры (например, в хоровых четырехголосных изложениях хоралов). ПРИМЕР Чайковский «Вальс цветов»
Эти три подхода показывают как менялось отношение к мелодии при организации или сочинении музыкального произведения.
В настоящее время мелодия стала трактоваться как самостоятельное организованное целое, имеющее интонационный и ритмический рисунки. Так образуется мотив мелодии, который легко распознается при различных вариациях. Хотелось бы подчеркнуть, что Мелодия – та часть музыкальной композиции, который в наименьшей степени поддается рациональному подходу и в наибольшей степени связан с интуицией и вдохновением. Рассмотрим основные характеристики мелодии и начнем со звукоряда, то есть из каких звуков состоит мелодия.
4.2. ЗВУКОРЯДЫ
Совокупность употребительных в музыке звуков определенной высоты образует музыкальную систему. Эта система является результатом длительно развивающейся практики человечества, а именно певческой практики и создания музыкальных инструментов. Звукорядом называют звуки музыкальной системы, расположенные в восходящем или нисходящем порядке. Более узкий смысл звукоряда – это лад. За определенными ладами закрепились определенные функции, так как в таких системах звуков их соотношение носило различную эмоциональную окраску. Приведу примеры нескольких звукорядов:
- пример с пентатоникой (сыграть)
- мажорный лад
- минорый лад (garage band «лады»)
- пример с хроматическим движением,
- пример джазового лада (Aretha Franklin)
- цитаты (MYS tantra)
- нетрадиционные гаммы
4.3. МЕЛОДИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Итак, мы разобрались с системами звуков, из которых может быть построена мелодия. Теперь посмотрим как может двигаться мелодия.
Мелодическое движение в своем развитии принимает разнообразные формы. Рисунок мелодического движения складывается из его различных направлений. Основные из них:
А) восходящее движение;
Б) нисходящее (сыграть одинокого пастуха);
В) волнообразное (Моцарт – the swingle singers)
Г) горизонтальное на повторяющемся звуке (Beyonce – run the world)
Д) опевание одного звука (винни-пух)
4.4. ЧЛЕНЕНИЕ МЕЛОДИИ НА ЧАСТИ
Как же применяется мелодическое движение в музыкальном произведении?
Мелодия как речь не течет непрерывно, а делится на части. В ней есть мотивы, фразы, предложения и даже целые абзацы. Части мелодии называются построениями, граница между ними называется цезурой. Это можно определить как взятие воздуха для певца. В мелодии, как и в фразе, можно выделить кульминацию, к которой направлено движение всей мелодии, и заключение, наличие которого мы можем определить по цезуре. Более подробно об этих частях мы поговорим на третьей лекции.
Еще хотелось бы сказать несколько слов о динамических оттенках, то есть изменение громкости мелодии – они очень важны для передачи эмоций и чувств слушателю, и тесно связаны с построением фраз в произведении.
Теперь перейдем к упражнениям.
ПРИМЕРЫ и УПРАЖНЕНИЯ
2 трека – один спокойный (инструментал), другой с вокалом веселый – дышим с мелодией, мысленно ее пропеваем.
4.5. ШТРИХИ В МЕЛОДИИ
хочу уделить внимание еще вот такой характеристике звука при исполнении, как штрих. Рассмотрим 2 вида штриха:
А) стаккато – речетатив (хип-хоп) – удар мышц
Б) легато – кантилена(романс или инструментал) - слайд
MARIO BR.
УПРАЖНЕНИЕ: стараемся как можно четче передать штрихи мелодии, если это стакатто делаем резкие прерывистые движения, если легато, то плавные.