Тема 4. Внутреннее деление стран


 

4.1. Структура административно-территориального устройства страны

4.2. Столицы, классификация и функции

 

С целью повышения эффективности управления собственной территорией любое государство, за исключением карликовых, осуществляет собственный разделение на отдельные части. Так возникают внутренние административно-территориальные единицы (области, штаты, провинции, края, департаменты, губернии, районы, регионы, волости и др.). На их основе создаются и действуют органы государственной власти и управления на местах.

Административно-территориальное устройство любого государства обусловлено как самой его организационно-социальной природой, так и традициями исторического развития страны, задачей и целью органов власти. Последнее делает возможным изменение (реформу) существующего административно-территориального устройства, исходя из интересов определенных политических сил, находящихся при власти, или потребностей достижения оптимальной и эффективной организации и функционирования политического и хозяйственного механизма государства.

Структура, принципы, логика, иерархия административно-территориального устройства становится основой соответствующих структур государственной власти. Они словно "саджаються" на готовые территориальные единицы и управляют их жизнью в пределах предоставленных им Конституцией полномочий. При этом на низком иерархическом ступени, то есть в ближайшее к людям, являются органы местного самоуправления. Они решают проблемы повседневной жизни общины и вопрос обеспечения населения водой, светом, теплом, удалением отходов, поддерживают в надлежащем состоянии внутренние коммуникации и т.п..

На высшем иерархическом уровне действуют территориальные органы государственной власти. Они уже достаточно жестко подчинены центральным институтам государства или же сложной иерархической структуры соответствующим органам вышестоящей административно-территориальной единицы. их функции являются уже достаточно сложными. Они прежде, обеспечивают контроль центральной государственной власти над территорией всей страны, осуществляющие мобилизацией в армию через соответствующие учреждения (военкоматы), собирают информацию из всех сфер жизни своего региона, собирают налоги, способствуют государственному регулированию жизнедеятельности различных сфер общества, организуют работу общегосударственных служб на региональном уровне (пожарной, санитарной, почтовой, по чрезвычайным ситуациям) и другие.

Понятно, что в федеративных и унитарных государствах принципы внутреннего территориального деления отличаются. В первых каждый из субъектов федерации имеет не только собственную систему органов власти, но и систему права, в том числе, как правило, собственную конституцию. Унитарные государства лишены внутреннего политико-территориального деления. их административно-территориальное деление унифицированный, действует единая система права, существует четкая иерархическая система централизованной власти. В условиях небольшой или средней по размерам государства такая система является наиболее эффективной. В большинстве стран мира выделяется от 2 до 4 уровней иерархии административно-территориальных единиц. В Европе, а также во многих других странах мира образцовой считается четырехуровневая французская система (департамент, округ, кантон, коммуна).

Во многих унитарных странах выделяются города и территории с особым статусом. К последним относятся Нахичеванская АР в Азербайджане, АР Крым в Украине, автономные области Валле-д'Аоста, Трентино, Венеция-Джулия, Сардиния в Италии, Абхазия, Аджария и Южная Осетия в Грузии и т.д.. Во многих странах выделяются столичные округа или регионы. Здесь сосредоточены все центральные органы власти, фокусируют все внутригосударственные административно-управленческие связи. Особую роль во всех государствах играет столица, которая является не только главным ее городом, административно-политическим центром, но и неким символом государства и нации. Отсюда и бытующее в средствах массовой информации выражения "позиция Вашингтона", "рука Москвы", "недовольство Лондона" и т.п..

 

Значение столицы в яситти любой страны очень велико и во многих случаях постоянно растет. В подавляющем большинстве государств столица является не только сосредоточением органов государственной власти и государственного управления, судебных, военно-стратегических и других учреждений, но и основным экономическим центром страны. Иногда эти функции слишком гипертрофированы. Так, более половины промышленной продукции большой страны Аргентины выпускается в Большом Буэнос-Айресе.

Столица государства перевалено обладает и наибольшим количеством функций, которые она выполняет. Поэтому она отличается от других городов страны большой притягательной силой для ее граждан, которые пытаются полнее себя реализовать. Конечно, важнейшей функцией столицы является управление политической деятельностью страны, как внутренней, так и внешней. С этой целью столица должна быть обеспечена лучшей инфраструктурой транспорта и связи.

История становления столицы - это история утверждения государственности. Поэтому каждая столица имеет свою историю возникновения и дальнейшего развития. По происхождению можно выделить столицы стран мира: родовые, исторические города, искусственные столицы, ситуационные столицы, политические столице.

Первая группа столиц связана с владением властной личностью (князем, королем, гетманом т.д.) определенным укрепленным населенным пунктом, который через это становилось столицей. Это были, как правило, не самые города, которые со временем свой статус столицы теряли. В Европе самыми известными являются испанский Толедо, польский Краков, украинский Чигирин и Батурин подобное.

Наиболее распространенными и стойкими являются столицы - исторические города. Они возникли как политические и управленческие центры вполне объективно, на основе выгодного географического положения в нации и дерясави, которые рождались. Это Лондон, Рим, Париж, Киев, Будапешт, Прага, Стокгольм, Москва и др..

Ситуативные столице возникают при создании экстремальной ситуации в стране, которая может быть вызвана прежде войной или масштабными природно-климатическими катаклизмами. Например, в период агрессии российских войск на территорию Украины и захват ими Киева в начале 20-х годов XX ст. столицу перенесли в Каменец-Подольского. Оккупация Парижа немецкими войсками во время Второй мировой войны вызвала перенос столицы Франции в г. Виши. Такой же столицей был и город Чунцин в Китае.

Искусственные столице преимущественно возникают как искусственно созданные колониальной администрацией центра управления определенными, захваченными метрополией владениями других государств и наций. Если впоследствии они приобретают независимости, эти искусственные столицы могут или навсегда уйти в небытие, или же превратиться в полноценные столице новых независимых государств. В Украине во времена российского имперского господства в разные века искусственно созданными Россией столицами Украины были Глухов и Харьков.

Политические столице создаются в той или иной стране ради решения различных политических проблем, в частности установление политического равновесия между отдельными ее регионами. С этой целью столицу строят или на границе этих антагонистических регионов, или выносят ее как форпост общегосударственной политики в самое сердце одного из проблемных регионов. Политических столиц в мире не так уж и мало, и их количество продолжает расти. Самыми известными из них Вашингтон, Оттава, Абуджа, Канберра, Астана, Анкара, Бразилиа подобное. Строительство последней вообще имело целью ускорения экономического освоения внутренних малозаселенных районов Бразилии. И возложенные на нее функции новая столица успешно выполнила.

 

Выводы

В возникновении, становлении и дальнейшей судьбе любой страны на политической карте мира определяющую роль играют следующие факторы: географическое положение, территория, границы, административно-территориальное деление. Значение этих факторов с развитием человечества может существенно трансформироваться, но никогда они не перейдут в разряд второстепенных. Особую роль играет географическое положение, значение которого можно сформулировать в виде афоризма Наполеона: "География - это судьба".

Территория государства составляет необходимую и в большинстве случаев достаточную материальную операционную базу для самого ее возникновения, существования и развития.

В исследовании границ государств наибольшее значение имеет их классификация и определение функций, которые они выполняют. Выделяют группу морфологических границ, естественно-географической группе, генетическую, функциональную группу. По генезису границы классифицируют на антецедентный, или пионерные, субсектни, и следующие, наложены и реликтовые. Государственные границы выполняют несколько функций. Всех их можно объединить в три группы: барьерные, контактные и фильтрующие.

С целью повышения эффективности управления собственной территорией любое государство, за исключением разве что карликовых, осуществляет ее разделение на отдельные части. Так возникают внутренние административно-территориальные единицы (области, штаты, провинции, края, департаменты, губернии, районы, регионы, волости и др.). На их основе создаются и действуют органы государственной власти и управления на местах.

Значение столицы в жизни любой страны очень велико и во многих случаях постоянно растет. В большинстве государств столица является не только сосредоточением органов государственной власти и государственного управления, судебных, военно-стратегических и других учреждений, но и основным экономическим центром страны.