Социалистическая идеология как фактор экономического мышления граждан России


Догоняющая модернизация как фактор формирования экономического мышления россиян

Православная этика как фактор формирования отечественной экономической ментальности

Экономической ментальности

Мобилизационно-коммунальная производственная среда как фактор формирования российской

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

(ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА) – структура

Стереотипы потребления
Нормы и образцы взаимодействия
Организационные формы
Ценностно-мотивационное отношение к труду и к богатству
Степень восприимчивости к зарубежному опыту

 

 

II. Можно выделить, по крайней мере, четыре группы факторы, которые, накладываясь друг на друга, обусловливают заведомую невозможность развития в России классического, "европейского" капитализма:

 

Мобилизационно- коммунальная производственная среда Православная хозяйственная этика   Догоняющая модернизация   Социалистическая идеология
Коллективизм Государственный патернализм Государственный патернализм Традиционализм

 

 

 

Природно-географические условия производства Организация производства Общественные ценности
Короткий цикл Аритмичность Мобилизационное сознание
Низкая продуктивность Внутриобщинное уравнительное перераспределение (реципрока-ция) Коллективизм
Высокие риски   Традиционализм

 

Конфессиональные особенности православия Общественные ценности
Примат духовного труда над физическим Слабость трудовой этики Одобрение бедности
Обрядоверие Коллективизм Традиционализм
Преклонение духовной власти перед светской Государственный патернализм

 

Социальные условия производства Социальные формы жизнедеятельности Общественные ценности
Геополитическое давление с Востока и Запада Раздаточная экономика (редистрибуция) Насаждение общинных институтов Государственный патернализм   Коллективизм
Отставание от передовых стран Запада Насаждение общинных институтов Догоняющее (мобилизационное) развитие путем “революций сверху” Коллективизм   Недоверие к реформам, традиционализм Мобилизационное сознание

 

 

 

Идеологические требования Общественные ценности
Полное огосударствление экономики Государственный патернализм Коллективизм
Всесторонняя социальная защита Государственный патернализм Коллективизм Традиционализм
Уравнительность оплаты Коллективизм Традиционализм

 

Сложность выбора пути реформирования российской экономики заключается в том, что, в то время как российская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, более привлекательным и престижным для России традиционно остается Запад, за основу реформирования в ходе российских модернизаций все время брались западные модели. Это позволяет утверждать, что в ближайшие годы российские экономические

реформы неизбежно будут наталкиваться на "эффект постизма", "налог прошлого", "постсостояния" в массовом сознании. Он заключается в резком противоборстве старого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого ("дурное отрицание") и стремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкой и привычной опоры. Это пример того, как "предыдущее тащит назад", когда прежние струк-

туры и образы мышления стремятся обрести новую жизнь в новых структурах и новом мышлении.

 

III. Рассмотрев факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность, мы сделали вывод, что ее основные черты – это коллективизм, государственный патернализм и традиционализм. Оценим теперь степень выраженности этих характеристик в сравнении с другими странами с рыночной системой хозяйства. Сравнение России с зарубежными странами облегчается тем, что экономические культуры, согласно Г. Хофстеду, сравниваются по трем очень удобным для нас параметрам:

а) "индивидуализм", т.е. параметр, обратный коллективизму;

б) "дистанция по отношению к власти", т.е. степень выраженности авторитаризма – явления, очень близкого к государственному патернализму;

в) "избегание неопределенности", т.е. параметр, очень близкий к понятию "традиционализм".

 

Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по З.В. Сикевич

Ценности, способству-ющие развитию ры-ночного хозяйства   Ценности, препятству-ющие развитию рыноч-ного хозяйства  
Активность % Пассивность %
Богу молись, а своего ума держись. До неба высоко, до царя далеко. Удача кляча, садись и скачи. На счастье надейся, а сам не плошай. Смирную собаку и кочет заклюет. 83,5   80,5   61,9   61,9   60,4 Не нашим умом, а божь-им судом. Бог милостив, государь жалостлив. Оттерпимся, до чего-нибудь дотерпимся. Что ни делается – все к лучшему. Кто живет тихо – не уви-дит лиха. 16,2   19,5   38,1   38,1   39,6
В среднем 69,6 В среднем 30,3
Рачительность % Надежда на удачу %
Пушинка к пушинке – выйдет перинка. Терпение и труд – все перетрут. 70,0   79,8 Хоть на час – да вскачь. Живи, ни о чем не тужи, проживешь – авось еще наживешь 30,0 20,2
В среднем 74,9 В среднем 25,1  
"Рыночное" поведение % Традиционное поведение %
Дружба – дружбой, а де-нежки врозь. Где не жить, только б сыту быть. Тот мудрен, у кого карман ядрен. Не пойман – не вор, а что взято, то и свято. 37,5   27,1   33,9   16,0 С миру по нитке – голо-му рубаха. С родной земли – умри, не сходи. От трудов праведных не наживешь палат камен-ных. Заработанный ломоть лучше краденного кара-вая. 62,5   72,9   66,1     84,0
В среднем 71,4   28,6 В среднем 71,4
В среднем в итоге 55,7 В среднем в итоге 44,3

 

Составлено по: Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Механик, 1996. С. 100 – 105.

 

С давних пор дихотомия "коллективизм – индивидуализм" (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характеристик хозяйственно-культурной вариативности. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если

не более важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены сильными обязательствами действовать совместно. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связан-

ных и сплоченных группах.