Социалистическая идеология как фактор экономического мышления граждан России
Догоняющая модернизация как фактор формирования экономического мышления россиян
Православная этика как фактор формирования отечественной экономической ментальности
Экономической ментальности
Мобилизационно-коммунальная производственная среда как фактор формирования российской
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ
(ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА) – структура
Стереотипы потребления |
Нормы и образцы взаимодействия |
Организационные формы |
Ценностно-мотивационное отношение к труду и к богатству |
Степень восприимчивости к зарубежному опыту |
II. Можно выделить, по крайней мере, четыре группы факторы, которые, накладываясь друг на друга, обусловливают заведомую невозможность развития в России классического, "европейского" капитализма:
Мобилизационно- коммунальная производственная среда | Православная хозяйственная этика | Догоняющая модернизация | Социалистическая идеология |
Коллективизм | Государственный патернализм | Государственный патернализм | Традиционализм |
Природно-географические условия производства | Организация производства | Общественные ценности |
Короткий цикл | Аритмичность | Мобилизационное сознание |
Низкая продуктивность | Внутриобщинное уравнительное перераспределение (реципрока-ция) | Коллективизм |
Высокие риски | Традиционализм |
Конфессиональные особенности православия | Общественные ценности |
Примат духовного труда над физическим | Слабость трудовой этики Одобрение бедности |
Обрядоверие | Коллективизм Традиционализм |
Преклонение духовной власти перед светской | Государственный патернализм |
Социальные условия производства | Социальные формы жизнедеятельности | Общественные ценности |
Геополитическое давление с Востока и Запада | Раздаточная экономика (редистрибуция) Насаждение общинных институтов | Государственный патернализм Коллективизм |
Отставание от передовых стран Запада | Насаждение общинных институтов Догоняющее (мобилизационное) развитие путем “революций сверху” | Коллективизм Недоверие к реформам, традиционализм Мобилизационное сознание |
Идеологические требования | Общественные ценности |
Полное огосударствление экономики | Государственный патернализм Коллективизм |
Всесторонняя социальная защита | Государственный патернализм Коллективизм Традиционализм |
Уравнительность оплаты | Коллективизм Традиционализм |
Сложность выбора пути реформирования российской экономики заключается в том, что, в то время как российская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, более привлекательным и престижным для России традиционно остается Запад, за основу реформирования в ходе российских модернизаций все время брались западные модели. Это позволяет утверждать, что в ближайшие годы российские экономические
реформы неизбежно будут наталкиваться на "эффект постизма", "налог прошлого", "постсостояния" в массовом сознании. Он заключается в резком противоборстве старого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого ("дурное отрицание") и стремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкой и привычной опоры. Это пример того, как "предыдущее тащит назад", когда прежние струк-
туры и образы мышления стремятся обрести новую жизнь в новых структурах и новом мышлении.
III. Рассмотрев факторы, сформировавшие российскую экономическую ментальность, мы сделали вывод, что ее основные черты – это коллективизм, государственный патернализм и традиционализм. Оценим теперь степень выраженности этих характеристик в сравнении с другими странами с рыночной системой хозяйства. Сравнение России с зарубежными странами облегчается тем, что экономические культуры, согласно Г. Хофстеду, сравниваются по трем очень удобным для нас параметрам:
а) "индивидуализм", т.е. параметр, обратный коллективизму;
б) "дистанция по отношению к власти", т.е. степень выраженности авторитаризма – явления, очень близкого к государственному патернализму;
в) "избегание неопределенности", т.е. параметр, очень близкий к понятию "традиционализм".
Ценности "русской души" сквозь призму народного фольклора, по З.В. Сикевич
Ценности, способству-ющие развитию ры-ночного хозяйства | Ценности, препятству-ющие развитию рыноч-ного хозяйства | ||
Активность | % | Пассивность | % |
Богу молись, а своего ума держись. До неба высоко, до царя далеко. Удача кляча, садись и скачи. На счастье надейся, а сам не плошай. Смирную собаку и кочет заклюет. | 83,5 80,5 61,9 61,9 60,4 | Не нашим умом, а божь-им судом. Бог милостив, государь жалостлив. Оттерпимся, до чего-нибудь дотерпимся. Что ни делается – все к лучшему. Кто живет тихо – не уви-дит лиха. | 16,2 19,5 38,1 38,1 39,6 |
В среднем | 69,6 | В среднем | 30,3 |
Рачительность | % | Надежда на удачу | % |
Пушинка к пушинке – выйдет перинка. Терпение и труд – все перетрут. | 70,0 79,8 | Хоть на час – да вскачь. Живи, ни о чем не тужи, проживешь – авось еще наживешь | 30,0 20,2 |
В среднем | 74,9 | В среднем | 25,1 |
"Рыночное" поведение | % | Традиционное поведение | % |
Дружба – дружбой, а де-нежки врозь. Где не жить, только б сыту быть. Тот мудрен, у кого карман ядрен. Не пойман – не вор, а что взято, то и свято. | 37,5 27,1 33,9 16,0 | С миру по нитке – голо-му рубаха. С родной земли – умри, не сходи. От трудов праведных не наживешь палат камен-ных. Заработанный ломоть лучше краденного кара-вая. | 62,5 72,9 66,1 84,0 |
В среднем 71,4 | 28,6 | В среднем | 71,4 |
В среднем в итоге | 55,7 | В среднем в итоге | 44,3 |
Составлено по: Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Механик, 1996. С. 100 – 105.
С давних пор дихотомия "коллективизм – индивидуализм" (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характеристик хозяйственно-культурной вариативности. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если
не более важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены сильными обязательствами действовать совместно. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связан-
ных и сплоченных группах.