Концепция любви в древнем мире


Концептуализация любви

ЛЮБОВЬ КАК ВНЕВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ. ЕДИНСТВО ДУХОВНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СТРОН ЛЮБВИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

ПРОБЛЕМА: Развитие человеческого осознания себя человеком?

ЦЕЛЬ: Показать исторический характер бытия человека

ПЛАН:

1. Концептуализация любви

2. Концепция любви в древнем мире

3. Кризис любви на рубеже 3 тыс. тысячелетия

ПОНЯТИЯ: любовь, духовная жизнь, концепция

Люди существа исторические. Их чувства и форма их проявления становятся и проявляются во времени. Любовь – это тонкая материя, которая становится во времени и проявляется в конкретных исторических условиях бытия человека. До сих пор мы говорили о любви как с позиции её постижения, так и с позиции конституирования ее во историческом времени. Две эти позиции свидетельствуют о том, что разговор шел в рамках феноменологического познания.

Мы занимаем позицию феноменолога когда опираемся на созданный нами самими опыт, который не вписывается в существующие и принятые правила объяснения.

В ситуации объяснения чувства любви происходит странное. Оно связанно со своим предметом теснее чем какое-либо другое. С каким накалом восстает она из субъекта, с таким же нацеливает на объект. Здесь нет промежуточной инстанции между субъектом и объектом.

Выделение подобных квазисубъектов и квазиобъектов есть начала осмысления и концептуализации. Если рассмотреть в исторической динамике изменение субъект-объектных связей, то перед нами предстанет эволюция человеческих отношений. Её особенность заключается в том, что каждый из нас, будучи её участников, находится на определенном этапе согласно своему личному осмыслению и концептуализации любви.

В древнем мире постижение явлений и их осмысление происходило в мифах и религии. В этих формах человеческого сознания выстраивались семиотические схемы понимания души.

Так, Душа ассоциировалась с птицей, которая может улететь из дома-гнезда. Дом-гнездо – это тело человека. Вот почему уходя из жизни многие народы хоронили своих соплеменников со всей утварью и запасами продовольствия.

Зачем были нужны семиотические схемы человеку?

Они помогают понять происходящее.

Организуют деятельность человека.

Собирают смыслы до этого никак не связанные между собой.

Способствуют выявлению новой реальности.

С помощью семиотических схем объяснялось и любовное поведение человека. Условием формирования схем является означение, т.е. замещение в языке одних представлений другими.

Исследования антропологов показывают, что предпосылки любовного поведения складываются в архаической культуре в тех племенах, где всеобщий контроль племени ослабевает и у членов племени появляется элементы частной жизни и складывается любовный ритуал. Любовный ритуал сложился уже к концу палеолита. Его цель не только образование семьи, рождение детей, половые отношения, но и любовная игра.

Любовный ритуал осмысляется в архаической культуре в весьма странных для нашего сознания оппозициях и отождествлении: брачные отношения отождествлялись с охотой. Жених – это охотник, а невеста – жертва. Например, сказка о царевне-лягушке.

В архаической культуре любовные отношения рассматривались как особые отношения. Они наделялись сакральным смыслом. В этих отношениях виделось проявление состязательности.

На что здесь стоит обратить внимание?

В архаической культуре если любовное поведение начинает доминировать, то оно рассматривается как болезнь. Почему? потому что идет смещение не в сторону рода, а в сторону индивида. Эта ситуация грозит распаду существующих отношений. Поэтому род отслеживал, чтобы между молодыми людьми не возникали слишком близкие отношения.

В культуре древних царств есть ряд особенностей, которые предопределяют видение любви. Культура древних царств была обожествлена, т.е. все что есть и может быть в человеческом мире принадлежит заслугам богов. Боги управляют любым человеком, даже фараоном. Каждая профессия и специальность имели своего бога покровителя. Они всегда действуют совместно с человеком.

В результате становления представлений о богах видоизменились практики архаической культуры. Так, после смерти душу провожали в страну мертвых, соответственно менялось понимание о захоронении. Кроме этого, складывались новые социальные практик – обожествления царя, предсказание судьбы, совместные мистерии и т.д. Новые практики повлекли за собой и складывание новых дикурсов. Одним из важных дискурсов был дискурс любви.

Что здесь характерно?

Для возникновения любви необходимо внешнее действие. Так, Эрот сын богини любви должен поразить сердце стрелой. Но только три богини не подвержены стрелам Эрота – это Афина (разум), Артемида (богиня охоты, а это ассоциируется с брачными отношениями) и Гестия (богиня семьи, а семья и страсть по представлению древних несовместимы).

И еще. В древних мифах прослеживается сюжет любви богов и смертных людей. В этой связи между людьми и богами прослеживается идея важности чувственных отношений.

В середине 1 тыс. до н.э. культура древних царств стала умирать и человек больше уже не мог рассчитывать на богов и царей. Он стал рассчитывать на себя. Это важный момент в истории развития человеческого мира. Почему? Человек становится неуверенным в мире и преодолевая свою неуверенность начинает рассуждать. Но рассуждать можно по-разному. Эта ситуация грозит разрушить целостность общества. Что делать? Сократ, Платон и Аристотель начинают вводит правила рассуждения. Что эти мыслители предложили?

1. Подчинить рассуждения правилам, которые бы сделали невозможным противоречия, рассуждения по кругу.

2. Установить контроль за ходом построения мыслей.

Что изменяется в представлениях о любви?

Духовная близость людей ставится выше чем физическая. Но начинает различаться два пути. 1 – это духовное бессмертие, через порождение идей, духовное творчество и заботу о себе, а 2 – это физическое бессмертие через рождение людей.

Основными в античности были 3 модели любви – любовь страсть, платоническая любовь и любовь – наслаждение. Эти модели отражали три идеала индивидуальности. Платоническая любовь была новым явлением для эпохи античности. Она отражала уровень развития знания и понимания действительности.