Вопрос 4. Уравнения кривых спроса и предложения.


Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р, величина спроса состав­ляет Q,, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до <Э2, и т. д.1 При предположении, что функция спроса носит линейный харак­тер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

Уравнение функции спроса показыва­ет, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (нецено­вых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b из­меняется наклон кривой. Параметр а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара по­вышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок посту­пает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

При предположении, что функция предложения носит линейный ха­рактер, уравнение кривой предложения может быть представлено в сле­дующем общем виде:

Уравнение функции предложения показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, которое производитель го­тов предложить на рынке (Qs), существует прямая зависимость. Пара­метры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов предложения. При изменении величины а происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясня­ется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен пред­приниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность на­нять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить произ­водство.