КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Общий крепостной и замковый характер монументальной архитектуры XIV — первой половины XVII в. распространился и на культовое зодчество. Укрепленные храмы с мощными стенами, башнями, бойницами или обнесенные крепостным валом и стеной получили распространение па белорусской земле.
Самостоятельную группу храмов оборонного типа составляют церкви в Сынковичах, Супрасле и Маломожейкове. Это прямоугольные в плане постройки с одной или тремя апсидами и четырьмя крепостными башнями, выступающими по углам. Их планировка родственна четырехстолпным храмам западнорусских областей XII — XIII вв., что свидетельствует о продолжении традиций древнерусского строительства, о непрерывном процессе развития белорусского зодчества. Вместе с тем отличительные черты этих церквей указывают на формирование собственных качеств архитектуры, вытекающих из местных условий и особенностей.
Сынковичская церковь (Гродненская область) является древнейшим оборонным храмом в Белоруссии. Наиболее вероятным временем ее строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Система оборонных устройств церкви в основном повторяет подобные приспособления крепостного зодчества того времени. Массивные стены, башни и помещение над сводами с бойницами сближают ее с небольшим замком. План представляет собой слегка вытянутый перекошенный прямоугольник с трехнефным членением, все нефы имеют почти одинаковую ширину.
Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают небольшую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Зальность интерьера чувствуется и во внешнем объеме церкви, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой двускатной крышей.
Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием по существу превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве многих характеристик архитектуры православных храмов в Великом княжестве Литовском.
В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первым можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, большая высота крыши с острым щипцом, применение звездчатого свода в правой апсиде — элементы готики. Следовательно, в церкви наряду с чертами, близкими русским культовым постройкам, наблюдаются формы, распространенные в архитектуре западноевропейских стран. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатление тяжеловесности стены. Подобный прием распространен в белорусской архитектуре.
Своеобразно объемное построение и отдельные архитектурные детали церкви. В серии оборонных церквей XV — XVI вв. на Украине, в Литве и Польше этот памятник белорусского зодчества наряду с чертами, общими для всех храмов подобного типа, имеет свое архитектурно-художественное решение как результат творческой переработки различных традиций местными мастерами. В этом заключается ценность памятника.
Церковь оборонного типа в Маломожейкове относится к началу XVI в. Она представляет собой четырехстолпную одноапсидную постройку. Апсида занимает всю ширину храма, являясь органическим продолжением его внутреннего пространства. Звездчатые своды состоят из гуртов, расходящихся от середины во все направления. Сплетения гуртов или нервюр образуют ромбы и треугольники разнообразного очертания и величины. Такая же система готического свода отмечается в одной из апсид церкви в Сынковичах.
Фасады церкви в Маломожейкове имеют много декоративных элементов, снижающих впечатление монументальности храма. Прием обработки фасадов церкви в Маломожейкове и Сынковичах один и тот же: многочисленные неглубокие ниши разнообразного рисункаукрашают плоскости стен, фронтона и башен. Следует отметить спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком — мотив московской архитектуры — па башнях и боковых фасадах. Своеобразной формой является круглое окно в центре западной стены. Такой прием характерен для культовых памятников романской и готической архитектуры.
Маломожейковская церковь при родстве с сынковичским храмом имеет и свои отличительные свойства. Из них необходимо выделить два основных — четкое построение плана и более пышную декорацию. Система оборонных устройств церкви значительно слабее, чем в сынковичском храме.
Церковь Благовещенского монастыря в Супрасле J^XVI в.) также имеет много элементов готической архитектуры. В интерьере они представлены разнообразными сводами — крестовыми, звездчатыми, сетчатыми или сотовыми; снаружи — формой апсид, высокой щипцовой крышей, стрельчатыми окнами, круглым проемом над входом. Устремленная вверх композиция постройки усиливается высоким барабаном центрального купола и стройными угловыми башнями. Объемная целостность храма, четкость архитектурных членений и богатый декор наделяют памятник большой художественной силой.
Во всех рассмотренных церквах крутые крыши вызвали необходимость возведения высоких щипцов-фронтонов, в которых строители проявили умение соединять конструктивные принципы с богатой и изобретательной декоративностью. Можно предполагать, что этот прием послужил источником для ренессансного аттика грядущих столетий.
Храмом, приспособленным к обороне, но отличающимся от рас- , смотренных образцов, является Борисоглебская церковь в Новогрудке. Эта постройка относится к 1519 г. Позже, в первой половине XVII в., она была реконструирована, достроена с западной стороны и получила иной облик.
Первоначально храм был значительно меньше но размеру: его западная фасадная стена с входом возвышалась на месте существующих ныне столбов в интерьере.»Об этом говорит нам наличие на чердаке остатков былого фронтона, опиравшегося на столбы, иная техника кладки и рисунок сводов и, наконец, существенное различие в архитектурном декоре стен. Восточная (древнейшая) часть храма выложена из большемерного кирпича (9X17X33 см), а западная (более поздняя) вместе с двумя башнями выполнена из кирпича, близкого современному (6X12X26 см).
Раньше церковь представляла собой небольшой четырехстолпный храм с планом, близким к квадрату со стороной около 14 м (без апсиды). Широкая и сильно выступающая пятигранная апсида являлась как бы продолжением основного объема постройки. Углы храма укреплены почти на всю высоту гранеными контрфорсами. Оригинально выполнено декоративное оформление стен древней части церкви: тонкие вертикальные лопатки под карнизом завершаются своеобразным трехрядным поясом из стрельчатых арочек. Принятый мотив декорации создает иллюзию ажурности фасадных стен и придает им нарядность.
После перестройки план церкви получил форму вытянутого прямоугольника, западная сторона которого фланкирована двумя башнями и притвором. Новые участки боковых стен имеют более простое, плоскостное решение. Высокие башни головной части храма в основании имеют прямоугольное очертание, а вверху переходят в восьмигранники. Башни сильно выдаются за пределы основного объема храма, тем самым повторяя в новой редакции композиционный прием церквей XV — XVI вв. Башни имели оборонное назначение, поэтому их степы прорезаны узкими бойницами, а верхняя часть завершена зубцами .На этом исчерпываются элементы оборонного устройства церкви. Предположение, что пространство над сводами первоначаль1-но также использовалось для нужд обороны, не подтверждается документально и не имеет следов в современном облике памятника. В этой церкви, как и в других одновозрастных ей культовых зданиях, находим элементы готики. Это постройка с характерными звездчатыми сводами на нервюрах, контрфорсами, стрельчатыми проемами, декоративным поясом стрельчатых арочек и пр. ЛЗ архитектуре церкви обнаруживаются отдельные черты, роднящие ее с бернардинским костелом в Вильнюсе (1525—1594) и приходским костелом в Гродно (1494). В первую очередь это относится к интерьеру, где наблюдаются идентичные готические своды и профилированные колонны.
Церковь в Кодне (около 1530) на западном берегу Буга была построена на территории замка Сапеги. Она представляет собой трехнефную бескупольную постройку с одной сильно выступающей апсидой. Интерьер освещается только с южной стороны (аналогия имеется в Ишкольди). Окна узкие, высокие, с полуциркульным завершением. Объем храма компактен и лаконичен: это параллелепипед, завершенный высокой двускатной крышей. Ступенчатые контрфорсы имеются на всех фасадах. На главном, где собрано наибольшее количество декоративных элементов, контрфорсы сильно вытянуты и объединяют основную часть храма со щипцовой стеной. Такой композиционный прием в других постройках этого типа не встречается.
Щипцовая стена расчленена на три яруса арочными нишами, поля которых оштукатурены и побелены. Контур щипца украшает гребень из рядов фигурных столбиков. Арочки разных размеров; большинство из них спарены, напоминают прием, использованный в маломожейковском храме. Стены сложены из красного кирпича, с введением в нижних частях традиционного узора из темных тычков пережженного кирпича. Все фигурные украшения фасадов набраны из лекального кирпича. Вставки из цветных и позолоченных изразцов в верхней части главного фасада усиливают красочную нарядность постройки.
Храм в Кодне, как и ряд других памятников культового строительства (Сынковичи, Маломожейков, Новогрудок, Супрасль), являет пример развития художественного направления в зодчестве Белоруссии XV—XVI вв. Отмечается творческая переработка унаследованных приемов древнерусской архитектуры, использование доступных и передовых конструктивных и художественных качеств готики, высокое искусство местных мастеров в компоновке декоративных украшений. Это в сумме уже не переработка какого-либо известного художественного стиля, а свое творческое кредо, сложившееся в течение десятилетий и получившее признание в архитектурно-строительной деятельности на белорусской земле.
Реформатские храмы, или «кальвинские сборы», также были приспособлены к оборонным нуждам. Они наподобие маленьких крепостей обносились камедными стенами с башенками или земляными валами с бастионами. Иногда использовались старые укрепления, обычно насыпные, в которые вписывали новую культовую постройку.
Известны церкви подобного типа в Дзержинске, Осташине, Деревне и Заславле.
Храм в Сморгони имеет качества, свойственные названным постройкам, но вместе с этим характеризуется и другими чертами архитектуры: в нем светское начало приобрело широкое воплощение как в общей композиции, так и в отдельных деталях.
Показательным примером реформатского храма является Преображенская церковь в Заславле, построенная в середине XVI в. Расположение на высоком холме, подножие которого огибает извилистая речка, создало хорошие условия для организации круговой обороны. Земляные валы и бастионы по углам удачно завершили холм, создавая труднопреодолимую систему обороны. Преображенская церковь — бесстолпный, безапсидный храм с прямоугольным планом. Компактное и приземистое здание ее перекрыто высокой щипцовой крышей. С западной стороны к церкви примыкает тридцатипятиметровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Башня была пристроена позже, очевидно, в XVII в. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя степа с декоративными элементами сменила стены с бойницами, так как общий характер церкви с системой земляных укреплений не вызывает сомнения. Башня была возведена одновременно с реконструкцией фасадов. Об этом свидетельствует общность их архитектурной обработки на уровне венчающей части стен церкви. Эта часть храма трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре ренессанса в Белоруссии.
Церковь в Сморгони (1553) является оригинальным памятником архитектуры ренессанса. План церкви представляет собой растянутый восьмигранник. Внутреннее пространство решено в виде цилиндра, перекрытого высоким куполом. Основание купола замаскировано аттиком, богато декорированным со всех сторон лопатками и спаренными полуциркульными нишами и гирьками. В противоположность аттику большая часть церкви выполнена в строгих формах. Монументальная приземистая башня, через которую открывается доступ в церковь, имеет оборонный характер. Заслуживает внимания и небольшая полукруглая башенка с узкими окнами — бойницами, поставленная в месте примыкания основной башни к храму. Подобное устройство оборонного характера можно встретить в архитектуре жилья на белорусской и литовской землях. Такой композиционный прием стал традиционным. В каждом конкретном случае он приобретал свое выражение, исходя из прямого назначения здания, и в какой-то мере перекликался с цилиндрическим фланкированием культовых и замковых памятников XVI в.
Реформатские храмы своеобразны в своей архитектуре. Они не похожи на костелы, по ж в значительной степени отличаются от православных церквей. С последними их сближают некоторые черты планов и общий оборонный характер. Церкви в Осташине, Заславле, Сморгони представляют собой новый этап в развитии бесстолпных храмов Белоруссии, пришедших на смену многопролетной готической системе. По своей планировке, конструкциям и архитектуре они многообразны: с алтарем (Осташин) и безалтарные (Заславль), с коробовым сводом с люнетами (Деревна) и куполом (Сморгонь), с башней у главного фасада (Осташин) и безбашенные (Заславль, до реконструкции). В их архитектуре заметно влияние поздней готики и насыщение формами ренессанса. Контрфорсы, граненые апсиды, высокие щипцовые крыши и другие элементы, характерные для готики, уживаются с цилиндрическими сводами, аттиками, расчлененными фасадами - типичными для ренессанса чертами.
Реформационное движение коснулось преимущественно феодальной верхушки общества, а среди горожан и крестьян Белоруссии не нашло распространения. Местное население в своей борьбе против католической церкви пошло по пути организации православных братств. В такой исторической обстановке уже в конце XVI в. католицизму и контрреформации удалось свести на нет влияние реформационных идей.
Первые памятники католической архитектуры восходят к XVI и даже к концу XV в. Но это были лишь отдельные и редко встречавшиеся постройки, которые растворились среди многочисленных православных храмов. Древнейшие каменные костелы носили черты крепостей. В их архитектуре преобладают готические формы — контрфорсы, оборонные башни, характерные своды, стрельчатые пиши и проемы, имевшие широкое распространение в белорусском зодчестве почти до середины XVII в. К таким постройкам можно отнести храмы в Ишкольди, Гнезно, Чернавчицах, Комаи, отдельные части бернардинского костела в Гродно (все конца XV, XVI, начала XVII вв.). Вместе с тем уже в конце XVI в. появляются барочные костелы, близкие к итальянским прототипам (Несвиж). В дальнейшем на их архитектуру стали оказывать активное влияние местные традиции культового зодчества, в силу чего костельное строительство XVII и XVIII вв. в Белоруссии приобретает своеобразие.
Костел в Ишколъди (Брестская область) является редким образцом деревенского готического храма. Построен в 1472 г. Его прямоугольный план (10X14,5 м) завершается пятистенной апсидой. По своей площади апсида немногим уступает основной части храма, являясь ее органическим завершением как в плане, так и в объемном построении. Фигурное завершение главного фасада и криволинейные очертания контрфорсов сообщают костелу скульптурность, смягчающую монументальный облик постройки. Элементы, типичные для готики,— звездчатый свод над граненой апсидой, мощные контрфорсы, декоративное убранство щипцовой стены плоскими нишами стрельчатого очертания, такой же формы окопные и дверные проемы, высокая крыша — не оставляют сомнения в добарочном характере постройки. Обработка главного фасада костела в Ишкольди в известной мере перекликается с храмом Йонаса в Запишкисе (Литва, XVI в.).
Костел в Гнезно (Гродненская область), относящийся к первой половине XVI в., представляет собой невысокую и массивную постройку. Храм не был достроен: внутри отсутствуют опорные столбы и своды. Перекрытия более поздние, из дерева. Только высокая ярусная башня доминирует в его композиции. Степы с контрфорсами, окна и ниши стрельчатого очертания подтверждают принадлежность костела к готической архитектуре. Вместе с этим конструктивная характеристика и особенности декора отличают храм от образцов западноевропейской архитектуры этого стиля, придавая ему своеобразие.
Костел в Чернавчицах (Брестская область), построенный во второй половине XVI в., наделен чертами оборонной архитектуры. Так, у апсиды па южном фасаде храма высится цилиндрическая башня. Башни такого типа встречаются в ряде памятников белорусского зодчества XV—XVI вв. (Сынковичи, Маломожейков). Можно полагать, что и введение в архитектуру костела такой башни объясняется известным влиянием местных традиционных приемов строительства. Характерно сводчатое и украшенное скульптурными узорами перекрытие костела. Декорация сводов восходит к ренессансу, что для Белоруссии явление редкое.
Костел в Комаи (Витебская область), построенный в 1606 г., является примером связи католической культовой архитектуры Белоруссии с местными традициями в церковном зодчестве. План костела имеет сходство с планом церкви в Маломожейкове и первоначально имел компактное построение, типичное для белорусских храмов. Отличительной чертой его является присутствие только двух круглых башен. Их подчеркнуто монументальный вид делает постройку сходной с небольшой крепостью.
Костелы в отличие от церквей в большинстве случаев отделялись от соседней застройки высокими степами (Друя) или плотно окружались монастырскими строениями (Гродно). Создавались комплексы, изолированные от городских кварталов, способные в случае необходимости выдержать осаду. Единственным архитектурным акцептом в каменных оградах таких комплексов были входные ворота — брамы, представляющие собой высокохудожественные произведения, связанные с архитектурой костелов.
Раннее барокко б Белоруссии представляет костел в Несвиже. Этот первый иезуитский костел на территории Речи Посполитой был воздвигнут архитектором-монахом Япом Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Его прототипом является римский храм Иль Джезу (1568—1584), построенный выдающимися итальянскими зодчими Д. Виньола и Д. Порта.
Костел представляет собой трехнефиую купольную базилику с одной полуциркульной вытянутой апсидой. Конструктивная схема постройки четкая и достаточно простая: средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, рачлененные на квадраты,— крестовыми сводами, шесть массивных внутренних столбов с арками воспринимают нагрузку стен среднего нефа с верхними окнами.
Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные и горизонтальные членения. Первые решены пилястрами, вторые — развитыми поясами антаблементов и карнизами. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, введение ниш со скульптурами. В главном фасаде здания особенно проявилась нарядность архитектуры барокко: оп представляет собой самостоятельную тему, мало связанную с композицией скромных боковых фасадов. Интерьер храма характеризуется торжественностью и пышностью. В его украшении больше использованы живопись и резьба по дереву, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства, реставрированная художником К. Хески в середине XVIII в.
На архитектуру бернардинского костела в Гродно вследствие затяжного строительства (1595—1678 гг., башня достроена в XVIII в.) наложили свой отпечаток три сменивших друг друга стиля: готика, ренессанс и барокко. Сильно выступающие контрфорсы и стрельчатые высокие проемы на тыловом и боковом фасадах — черты готики. Главный фасад выдержан в барочных формах с некоторыми элементами ренессанса. Последнее обнаруживается в тонких обрамлениях ниш и окон, а также в плоскостном решении степы со слабо выступающими пилястрами. Барочные элементы проявляются в криволинейности очертания верхнего яруса, сложной раскреповке антаблемента, динамичной группировке пилястр коринфского ордера, нишах со скульптурами, Позднебарочными являются два верхних этажа башни-колокольни со сложными фигурными шлемами. Несмотря на многообразие архитектурных тем, все они удачно собраны в одно целое, представляют единую композицию большой художественной силы.
Определенной близости белорусских костелов с отдельными православными церквами способствовало нередко то, что они создавались на основе ранее построенных православных храмов. Однако главная причина этого своеобразия заключалась в том, что основными строителями костелов были белорусские мастера-каменщики, которые из поколения в поколение передавали свой строительный опыт. Не отказываясь от влияния западноевропейской архитектуры в прогрессивном се проявлении, они продолжали развивать приемы и мотивы местного народного узорочья, отражающего национальный орнамент и белорусскую природу. Эти элементы декора нередко включались в архитектуру костелов и монахами-архитекторами, стремившимися привлечь народные массы нарядностью и пышностью своих построек