Правовое обеспечение
Организационное обеспечение
Математическое и программное обеспечение
Это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
- Средства моделирования процессов управления;
- Типовые задачи управления;
- Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации.
Специальное ПО представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- Подготовка задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- Разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой ИС, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:
- Статус ИС;
- Права, обязанности и ответственность персонала;
- Правовые положения отдельных видов процесса управления;
- Порядок создания и использования информации и др.
Понятие экономических информационных систем и их классификация
ЭИС – система хранения, поиска и выдачи экономической информации по запросам пользователей. Функциями ЭИС являются: планирование, учет, анализ и регулирование.
С учетом сферы применения выделяются:
- Банковские информационные системы;
- Информационные системы фондового рынка;
- Страховые информационные системы;
- Налоговые информационные системы;
- ИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские информационные системы);
- Статистические информационные системы.
Наиболее общим разделением ЭИС является выделение обеспечивающей и функциональной подсистем. Обеспечивающая подсистема состоит из информационного, технического, программного, организационного и правового обеспечения.
Функциональная подсистема ЭИС фактически является моделью системы управления объектом, она, в свою очередь, разбивается на подсистемы по следующим критериям:
- Уровень управления (высший, средний, оперативный);
- Вид управляемого ресурса (основные фонды; материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы);
- Сфера применения (банковские ИС, статистические, налоговые, бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.);
- Функции управления и период управления.
Классификация ЭИС
По типу задач:
- Структурированная задача. Целью использования ЭИС для решения данных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение к минимуму роли человека (пример: расчет заработной платы. В этой задаче полностью известен алгоритм вычислений, но объем их очень велик);
- Неструктурированная задача – в этом случае возможности использования ИС очень невелики, решение в этом случае принимается человеком их эвристических соображений на основе своего опыта и косвенной информации из разных источников (пример: описание взаимоотношений между работниками в коллективе, в этой задаче существует психологический и социальный факторы, которые сложно описать алгоритмически).
- Частично структурированная задача. В этом случае ЭИС подразделяются на 2 вида:
1. создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Данные ИС обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.
2. разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решений в этом случае сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. Данные ИС могут быть модельными и экспертными.
Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка реализуется на двух уровнях:
1. создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив управленческих решений;
2. генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных.
По функциональному признаку: этот признак классификации определяется целями, задачами и назначением ЭИС:
- Система маркетинга: исследование рынка и прогнозирование продаж; управление продажами; рекомендации по производству новой продукции; анализ и установление цены; учет заказов;
- Производственные системы: планирование объемов работ и разработка календарных планов; оперативный контроль и управление производством; анализ работы оборудования; участие в формировании заказов поставщикам; управление запасами.
- Финансовые и учетные системы: управление портфелем заказов; управление кредитной политикой; разработка финансового плана; финансовый анализ и прогнозирование; контроль бюджета; бухгалтерский учет расчет зарплаты.
- Система кадров: анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах; ведение архивов записей о персонале; анализ планирование подготовки кадров;
- Прочие системы: контроль за деятельностью фирмы; выявление оперативных проблем; анализ управленческих и стратегических ситуаций; обеспечение процесса выработки стратегических решений.